ДЕНЬ СТАРТОВЫЙ и ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
3 августа – 4 августа
«Красная стрела»,
или
О романтике железных дорог
Ветер треплет стремена,
Гонит время скакуна.
Как на гору не взбирайся,
Вся дорога не видна
(«Дорожная»,
авт. и исп. Алькор)
3 августа 2018 года мама, приехавшая из Подмосковья, чтобы отправиться в путешествие, застала меня во встрёпанном и взъерошенном виде, за делом, которое сродни шлюзованию: неторопливое, однообразное, монотонное – но почему-то доставляющее радость и никогда не надоедающее. Правда, в отличие от шлюзования, здесь нет-нет, да проскочит творческая искра...
Я паковала чемодан перед поездкой. Зрелище это, как я убедилась на примере мамы, производит сильное впечатление на неподготовленного зрителя. На обоих столах лежит множество – на три недели! – вещей. Посреди комнаты стою я, у моих ног – чемодан и две сумки. В руках – двусторонняя распечатка формата А4, с перечислением всего нужного в поездке, от путёвки до расчёски. Мама поиронизировала: «Перекладываешь вещи с места на место!» Ну да, в соответствии со списком я действительно перемещаю вещи со столов на диван, раскладывая их в соответствии с определённой логикой. Временами приходится нырять то в один, то в другой шкаф за какой-нибудь всплывшей в памяти мелочью (это творческая часть монотонного процесса упаковки). После того, как столы опустели, а диван заполнился, количество разложенных на нём вещей внушает некоторый страх. Мама вновь иронизирует: «И ты всё это потащишь?»
Да! Всё!
Я ещё раз пробежалась глазами по вещам на диване, сверяя их со списком – и в течение нескольких минут огромная куча, вся без остатка, перекочевала с дивана в небольшой чемодан, надевающуюся на его ручку сумку и в дамскую сумочку. Остаётся решить последнюю задачу, требующую значительной физической силы: застегнуть «молнию» чемодана. Плюс чехол с фотоаппаратом и сумка с ноутбуком. Всё – вполне подъёмное за один раз (то – в руку, это – на плечо) и не требующее других носильщиков, кроме меня! Ничего из нужного в трёхнедельной поездке не забыто! Методика сборов в путешествие отработана до мелочей за многие навигации.
…словом, опыт не пропьёшь – ни круизно-поездочный, ни чемодано-упаковочный. Я не пью, но ответственный ритуал «на посошок» можно поручить моему круизному талисману Феанору Нолдору и его корешам Павлу Нахимову (ждуну) и Александру Речникову-Озёрному (бобру)
Мы с мамой к путешествию готовы!
ДОРОГЕ – УРА!!!
Путь-дорога из родного Города по водным просторам, островам, городам и сёлам начинается для нас Ленинградским вокзалом.
Соратники по обоим предстоящим круизам – Максим и Люба, а также провожавшие их до Петербурга Михаил и Дмитрий (коллеги Максима) – выехали немного раньше нас, двухэтажным поездом. Компания соберётся уже на борту «Андропова», а до этого времени будем обмениваться впечатлениями в репортаже.
Ленинградский вокзал встретил толчеёй, жарой и духотой. Так много народа, как в этот раз, я наблюдаю здесь крайне редко.
Около часа мы провели в зале ожидания – и это время (как и любой миг в поездке) надо потратить продуктивно. Нет ничего противоестественней, чем скучать в дороге! Всегда можно придумать какое-нибудь занятие – например, экскурсию по вокзалу. Сначала на неё отправилась я, а потом – мама, оставив меня на хозяйстве (то есть на вещах): она впервые здесь после масштабной реконструкции. На мой субъективный взгляд, вокзал перестроили удачно, но с вентиляцией надо что-то делать: дышать в здании нечем!
Почему-то многие люди убеждены в том, что самый удобный из поездов на все случаи жизни – «Сапсан». Слыша о планах той или иной поездки в Питер, мне постоянно задают вопрос: «На “Сапсане”, да?». Ответ, как правило – «Нет». «Сапсан» удобен для разъездов по делам, особенно при необходимости совершить их одним днём, или когда можешь позволить себе потратить полдня на дорогу и не планируешь ходить по городу.
Для познавательных путешествий, когда важно иметь полный день – с утра до вечера – на прогулки по Петербургу, предпочтительнее традиционные ночные поезда, идущие восемь часов и позволяющие не терять драгоценного дневного времени на переезд между городами.
Самым интересным вариантом мне показалась «Красная стрела»: в течение многих лет мама смотрела на неё, пролетающую мимо нашей станции (ныне платформы) Покровка – но ни разу на ней не ездила. Я была её пассажиром единственный раз несколько лет назад.
У платформы стоит легенда советских и российских железных дорог, привычного мне с детства красного цвета и с положенной надписью на борту. Хочется верить, что её не перемалюют в ПИДовскую РЖДшную раскраску, как это сделано с другим легендарным поездом «Россия» (Москва – Владивосток), когда-то гордо курсировавшем по Транссибу в цветах родного триколора, притягивая взгляды, – а ныне ничем не выделяющемся среди других безликих серо-красных поездов…
Стиль «Красной стрелы», выработанный за десятилетия существования поезда и делающий его узнаваемым, выдерживается снаружи и внутри. Заходим в вагон: оформление традиционное и благородное, со вкусом.
Наша двухместка – красивая и очень удобная.
Мама последний раз ездила в поезде в 1991 году, забирая меня из Фрунзе по окончании последних киргизских каникул… Можете себе представить, какова была романтика железных дорог в годы «перестройки», да ещё в поездах среднеазиатского направления! Жара, духота, серое постельное бельё, вонючие туалеты, многочисленные безбилетники, подсаживаемые проводниками на маленьких, затерянных в песках Кызыл-Кума станциях… причём безбилетники грязные, с узлами и баулами – и хорошо, что в памятный мне период они не тащили в вагон баранов, как это было в более ранние времена…
Многое в современном поезде, привычное для меня, маме в диковинку: удобные диваны, откидывающиеся спальные места с заправленной постелью, розетки, кондиционер…
Сказать, что сервис на высоте – не сказать ничего! Проводники невероятно вежливы и внимательны, вагон сияет чистотой, постельное бельё белейшее, температура комфортная, еда горячая и вкусная! Современная романтика железных дорог маме понравилась, и мне тоже.
В традиционной «Красной стреле» есть одна яркая примета наших дней – состав путешественников. В вагоне шестеро россиян: проводник и проводница, мы с мамой и пассажиры ещё одного купе… Все остальные – китайцы. О господи, как же они галдят!!! Может, исключительная внимательность проводников к соотечественникам отчасти объясняется китайским фактором?
В голове вертятся варианты переименования поезда (по аналогии с переобзыванием теплоходов): «Шанхай-эксперсс», «Жёлтая стрела»…
…а потом мне подумалось: в лихие девяностые, когда в старушку-Европу хлынул поток полупьяных руссо-туристо в малиновых пиджаках, делающих отмашку пальцами (а кто ещё тогда мог позволить себе дорогой выездной туризм?), респектабельные европейцы тоже, наверное, были шокированы и восприняли их так, как мы – шумных гостей из Поднебесной. Прошли годы. Руссо-туристо где-то пообтесались, где-то сменили социальный состав – а европейцы к ним привыкли (особенно столкнувшись с восточными мигрантами – другой культуры и других традиций). Наверное, лет через двадцать и китайские путешественники изменятся, став для нас обыденным явлением.