КОЛХИДА - тип морских пассажирских двухвинтовых судов на подводных крыльях, предназначенных для скоростных перевозок пассажиров. Район плавания - открытые моря с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах. Суда выпускались по проектам 10390 и 10391, разработанным ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева и утвержденным в 1980 г. Строились на Потийском судоремонтно-судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. Первое судно серии вышло на испытания в 1981 г. Суда данной серии имели ряд усовершенствований по сравнению с серией «Комета». Корпус судна, схваченный с помощью аргонно-дуговой и контактной сварки, был разделен ниже главной палубы по длине водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков, непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков. Носовой салон не имел лобовых окон. Имелось специальное помещение для багажа. Всего было построено около 40 теплоходов этой серии.
В настоящее время в Российской Федерации на пассажирских линиях почти не используются — ряд судов законсервирован, продан за границу, порезан на металл, переоборудован в кафе. Некоторые суда «Колхида» продолжают работать на морских пассажирских перевозках в зарубежных странах. Модернизацией «Колхиды» являются разработанные ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева серии судов «Колхида-М» (проект), «Катран» (построено 4 судна, 2 из которых: «Сифлайт-1» и «Сифлайт-2», работают на скоростных линиях на Черном море), и «Катран-М» (проект). Схожим с «Колхидой» и «Катраном» по внешнему виду было экспериментальное судно на подводных крыльях «Альбатрос», построенное в единственном экземпляре на Потийской судоверфи в 1988 г. В отличие от «Колхиды» «Альбатрос» имел высокооборотные дизельные двигатели М421 советского производства (завода «Звезда»). До 1996 г. работал на линиях Черноморского морского пароходства (порт приписки Одесса), после был продан и работал в Средиземном море на линии между Кипром и Ливаном под названием «Flying Star»
Размеры габаритные, м: длина 34,4 ширина корпуса 5,8 ширина габаритная 10,4 / 10,3 высота корпуса (с надстройкой) 4,25 высота от уровня воды при ходе на крыльях 10,8 высота от уровня воды на плаву 8,9 Осадка габаритная, м: на плаву 3,5 при ходе на крыльях ~1,9 Скорость судна эксплуатационная, узлов 35 Мореходность – обеспечение движения судна на волне, м: при ходе на крыльях 2 в водоизмещающем состоянии 3 Пассажировместимость, чел 148 / 133 Мест для экипажа 4 / 6 Дальность плавания (без пополнения запасов топлива), миль 300 / 200 Главный двигатель: Марка: М470 / MTU 12V396TE74 Количество: 2, левой и правой модели Мощность главных двигателей максимальная длительная, кВт: 2х1260
Через дробь приведены характеристики для КОЛХИДЫ М
Продольный разрез и план КОЛХИДы:
Продольный разрез и план КОЛХИДы М:
КАТРАН - тип морских пассажирских двухвинтовых судов на подводных крыльях, предназначенных для скоростных перевозок пассажиров.
Seaflight-I:
- проект 10391, тип Катран (Колхида), построен в 1996 году на ССЗ Волга, г. Нижний Новгород, Россия;
- судно построено в соответствии с правилами (удовлетворяющими требованиям кода IMO) и под наблюдением Российского Морского Регистра Судоходства;
- реклассифицирован RINA, 100-A-1.1; Nav S; TP, номер RINA - 75511;
- вес брутто/нетто: 135/53;
- главные двигатели: 2 дизеля фирмы MTU (Германия) 12V396TE74, мощность 2 X 1260 кВт;
- пассажировместимость: 140 человек
Seaflight-II:
- проект 10391, тип Катран (Колхида), построен в 1995 году на заводе Волга, г. Нижний Новгород, Россия;
- судно построено в соответствии с правилами (удовлетворяющими требованиям кода IMO) и под наблюдением Российского Морского Регистра Судоходства;
- реклассифицирован RINA, 100-A-1.1; Nav S; TP, номер RINA - 74719;
- вес брутто/нетто: 135/53;
- главные двигатели: 2 дизеля фирмы MTU (Германия) 12V396TС82, мощность 2 x 1050 кВт;
- пассажировместимость: 150 человек