Теплоходы «Москвич» начали выпускать в 1948 на Московском судоремонтно-судостроительном заводе (крупносерийное производство с 1949 года), строительство этих судов продолжалось в течение ещё трёх десятилетий на разных заводах. В общей сложности было построено более пятисот судов этого типа.
«Москвичи» не везде получали собственные названия, для их идентификации чаще использовалась комбинация из буквы М и порядкового номера судна, например М-270. Суда же Амурского речного пароходства, в частности, в 70-е годы носили названия драгоценных камней: "Нефрит", "Александрит", "Опал" и т. д. В 90-е годах некоторые «Москвичи», проданные частным владельцам, также получили собственные имена.
Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта. И в настоящее время (2006) многие из этих судов находятся в эксплуатации, часто после реставрации. Теперь они часто являются собственностью частных компаний и, будучи переоборудованы соответствующим образом, используются для проведения корпоративных вечеринок и других подобных мероприятий.
Длина габаритная: 27,25 м
Длина расчетная: 24,80 м
Ширина габаритная: 4,80 м
Ширина расчетная: 4,45 м
Осадка расчетная без пассажиров с полным запасом топлива: 0,77 м
Осадка расчетная в полном грузу: 0,89 м
Высота борта: 1,4 м
Высота от ОП: 5,08 м
Скорость: 17-20 км/ч
Пассажировместимость: до 150 человек
Мощность двигателя:
150 л.с. (двигатель 6ЧСП 15/18 или ЗД6);
190 л.с. (двигатель Skoda 6L160PNS).
В последнее время двигатели 3Д6 и Skoda на ряде судов заменяют на:
ЯМЗ236 (90 л.с.) или
ЯМЗ238 (до 170 л.с.).
Модификации
Кроме Москвы, суда этого типа строились в Херсоне. Суда херсонской постройки получали обозначение «тип ПТ» (например «ПТ-150»), хотя они по сути ничем не отличались от московских «Москвичей» и строились по тому же проекту (проект 544). Эти суда следует отличать от открытых судов для переправ, также получавших обозначения ПТ.
В тогдашнем Ленинграде выпускалась несколько изменённая версия «Москвичей», отличавшаяся уменьшенным габаритом по высоте. Эти суда имели обозначение Л (например, Л-14) и известны как тип «Ленинградец», проект 564. В отличие от «Москвичей», «Ленинградцы» не имеют на крыше открытой палубы со скамейками; рулевая рубка у «Ленинградца» расположена ниже, чем у «Москвича». Соответственно, у «Москвича» выход на причал находится приблизительно на уровне этой открытой палубы (что видно на приведенных здесь фотографиях), а у «Ленинградца» — ниже, то есть почти на уровне основного салона.