Алкоголь – это, разумеется, яд. И приносит он вред. Но яд это специфический вред, обойтись без которого удается далеко не каждому из нас, ведь алкоголь способен скрасить досуг и успокоить. Об этих свойствах алкогольных напитков отлично знали не только рядовые алкаши прошлого, но и величайшие умы планеты, которыми мы по сей день гордимся, а также самые отъявленные злодеи и диктаторы, которых все с ужасом помнят. Интересно, что убежденных трезвенников среди великих или ужасных людей практически не было, зато имеются факты о несомненных алкогольных пристрастиях выдающихся исторических деятелей.
Что они заказали бы в баре теплохода...
«Кардинал ел бульон с госпожой д’Эгийон, он поел на экю, погулял на мильон» – от из таких выразительных строк и возникают мифы, искажающие великий, светлый образ! С легкой руки Александра Дюма-отца, превратившего великого министра, полководца, дипломата и гурмана в желчного сплетника и подлеца, а также последовавших за упомянутым отцом интерпретаторов темы, кардинал Ришелье известен нам исключительно с самой своей неприглядной стороны. На самом же деле, именно монсеньору Ришелье принадлежало множество светлых идей, касавшихся не только того, «как реорганизовать Францию», но и того, как в этой самой Франции нужно правильно питаться… а также что и как правильно пить. Говорят, что Ришелье лично наблюдал за своими поварами, требовал, чтобы пищу, поданную к его столу, пробовал специально предназначенный для этой цели корсиканец, кроме того, Ришелье первым изобрел сложный гарнир и, как подобает истинному французу, ценил отечественные – то есть французские – вина, предпочитая те, которые родом из Бордо. Кстати, отравленное вино, которым шпионка кардинала угостила несчастную Констанцию Бонасье, автор «Трех мушкетеров» сделал испанским… Как видно: Дюма весьма трепетно относился ко всему французскому.
Великий царь Петр Алексеевич решительно насаждал любую полюбившуюся ему моду среди безответных подданных – приучал их пить кофий, брить бороды и кушать вилками. Именно при Петре I на российских столах появились баклажаны, петрушка, сельдерей, фасоль, картофель, в кухнях – плиты, постепенно вытеснившие традиционные русские печи. Да и в деле всероссийской алкоголизации государь Петр I сыграл судьбоносную роль. Слава о тогдашних пьяницах дожила до наших дней. Пиры Петра I, по его мнению, сближали все сословия – государыня и княжны подносили гостям по чарке водки, да и сам царь не отказывался от любимого напитка. По слухам, государь предпочитал «Гданьскую», но какая она была в те времена – никто не знает.
Великий Гете однажды попробовал франконское вино из Баварии, и так впечатлился, что с тех пор требовал присылать ему 900 франконских литров в год.
Это ж как нужно было любить коньяк, чтобы в честь тебя назвали этакое сокровище! Впрочем, Наполеон Бонапарт, если верить историкам, вообще был не дурак выпить, и особо отмеченные им спиртные напитки по сей день имеют славу «любимцев императора». Прежде всего, сказанное относится к коньяку «Курвуазье» – в 1811 году Бонапарт посетил склад этой компании, расположенный под Парижем, где продегустировал и от души похвалил местный коньячок. В результате компания «Курвуазье» стала поставщиком королевского двора, а лучший из лучших коньяков – Courvoisier Napoleon – и теперь выдерживается от 15 до 20 лет, Коньяк же с тех пор считается любимым напитком Наполеона – по слухам, изгнанный из Франции император увез с собой на остров святой Елены несколько бочек ценного коньяка. Был ли это именно Courvoisier Napoleon, обладающий ярким вкусом специй и букетом свежих фруктов, точно неизвестно.
Художник Ван Гог (кстати, один из самых дорогих в мире на сегодняшний день) увлекался абсентом; впрочем, многие в те времена предпочитали эту полынную настойку – великие и не только.
О прискорбно известном Григории Распутине в России говорили всякое – один из самых живучих слухов касался питьевых пристрастий старца: якобы тот пил водку ведрами. На самом деле, в больших дозах Распутин пил не водку, а мадеру – сладкое винцо, которое, тем не менее, употребляя до шести литров всего лишь за один обед. «Мадерца» старцу нравилась не португальская, а российская – «Сахра», с ореховым привкусом и красивым янтарным цветом. Интересно, что в начале своей карьеры «старца», Распутин практически не пил спиртного, ограничиваясь красным вином по праздникам – но вскоре основательно «подсел» на мадеру, равно как и на другие компоненты «красивой жизни». В кафе-шантане «Вилла Родэ» для Распутина, по слухам, держали отдельный кабинет – именно здесь было принято купать девиц в шампанском и осыпать их денежными ассигнациями. Кстати, царя Николая II (как и все Романовы, неравнодушного к водочке), Распутин пытался лечить от пьянства, запрещая государю регулярно выпивать.