Летающие лодки были королевами авиационного мира в течение всех 1930-х гг. Гавани в то время были также и аэропортами. Эти воздушные суда были большими и комфортабельными и идеальными для дальних полетов, настоящими крылатыми теплоходами. Из всех построенных и эксплуатировавшихся летающих лодок золотого века авиации самыми харизматическими и запоминающимися стали американский Boeing 314 Yankee Clipper и английский Short Empire.
Boeing 314 Yankee Clipper, первый полет которого состоялся 7 июня 1938 года, был самой большой пассажирской летающей лодкой своего времени, способной пересечь океан. На двух палубах размещалось 74 пассажира и 10 членов экипажа с комфортными условиями в виде спальных мест, отдельных туалетных комнат для мужчин и женщин, салона для отдыха, ресторана и других радостей жизни. "Клиппер" летал по многим маршрутам, проходящими над водными пространствами, но был специально создан компанией Pan American для полетов через Атлантику. Для посадки и высадки пассажиров самолет вытаскивали из воды на специальной тележке, напоминающей судоподъемник, и подавали трап ко входной двери, расположенной в носу; кроме того, в салоне имелись аварийные двери, выходившие на боковые поплавки.
Первоначально было заказано 6 машин, потом была построена вторая партия из шести машин (модификация B-314A с увеличенной дальностью полета и потолком). Первые машины были выведены на линии в 1939 году. Во время такого полета штурманы смотрели через прозрачный купол, отмечая положение звезд для контроля курса самолета. Трансатлантический полет занимал меньше времени, чем путешествие на океанском лайнере, но все же длился 20 часов и более при скорости 290 км/ч. До наших дней не сохранился ни один экземпляр: часть самолетов была разбита в шторм, другие просто списали, когда интерес к летающим лодкам пропал.
На протяжении многих столетий флот Британии являлся самым мощным в мире. Когда же стала зарождаться морская авиация, британцы стремились завоевать первенство и здесь. Так появился на свет первый трансатлантический авиалайнер европейской конструкции, ставший основным британским магистральным авиалайнером конца 1930-х годов. Short Empire был одним из самых успешных довоенных европейских авиалайнеров. Гидроплан был среди лучших по комфорту – мягкие сиденья, регулируемые по высоте и наклону, рассеянное верхнее освещение с настенными плафонами у каждого сиденья, буфет с электрической плитой и холодильником, система отопления с регулировкой температуры, двойная звукоизоляция стен. Особой деталью роскоши этого прекрасного воздушного судна была прогулочная палуба как на океанском лайнере.
***
Short Empire позволил организовать регулярную перевозку пассажиров и почты от Атлантики до Тихоокеанского побережья и наладить регулярное сообщение между Старым и Новым Светом. Первый экземпляр – Canopus, за время эксплуатации преодолел расстояние 4,5 миллиона километров. Всего же за время эксплуатации с 1936 по 1947 годы Short Empire налетали почти 61 миллион километров. Машина вполне могла бы эксплуатироваться и дальше, если бы в 1942–1946 годах не появились более удобные колесные дальнемагистральники. Это и обусловило короткую жизнь летающей лодки братьев Шорт.
После войны перевозка пассажиров на летающих лодках прекращалась одной компанией за другой. Специализированная конструкция летающих лодок и высокие эксплуатационные расходы делали их более дорогими, чем авиалайнеры того времени, и они постепенно исчезли...