Хотелось бы завершить рассказ о путешествиях Н.М. Дружинина по Реке.
В 1902 году он совершил поездку от Москвы до Каспийского моря и обратно.
В 1903 году он путешествовал по Днепру, Чёрному морю и Крыму.
В этих поездках Н.М. Дружинина (более ста лет назад!!! во времена Российской империи!) мало общего с современными круизами. Возможно те, кто помнят советские транспортные линии, найдут что-то знакомое по ним - но я во время существования транспортных линий ещё не путешествовала...
Тем не менее, кое-какие черты Реки и описываемых городов кажутся узнаваемыми.
Знакомыми (или напротив - резко отличными) представляются некоторые жизненные обстоятельства и людские нравы, связанные с путешествиями...
Заметим, что по Российской империи путешествует студент - причём не ради отрыва-расслабона-компашки-пивасика-дискотеки, а с познавательной целью (см. с. 139-140)! Много ли у нас сейчас таких студентов-круизёров? И много ли у нас вообще студентов, увлечённых речными круизами? (впрочем, думаю, что и тогда такими, как Н.М. Дружинин, была отнюдь не основная масса студентов...)
Многие ли круизёры-энтузиасты решатся на такие пешие переходы, которые делал Николай Михайлович? Я - точно не решусь (при всей своей жадности до пешего передвижения):
- пешая прогулка от Волги до озера Баскунчак по жаре, по кишащей змеями, тарантулами и скорпионами степи;
- пеший переход от Ярославля до Москвы: 250 км за две недели с добыванием хлеба насущного (чёрного) и сбором грибов в лесах по пути, с ночёвками на сеновалах или в лесу (!!!)
- пешая прогулка длиной 250 вёрст Москва-Сухиничи в болотных сапогах, натёрших ноги;
- пеший переход от Феодосии до Севастополя.
1902-1903 / 2006-2017: общее
Очень знакомой является необходимость копить на все путешествия - и ограниченность средств во время некоторых из них: "Наши средства были ограниченными, а жажда новых впечатлений мирила с неудобствами" (мучительно вспоминаются собственные круизы на "Плеханове" 2008 и 2009 гг., о которых я могу сказать то же самое - но я-то была отнюдь не студенткой, а кандидатом наук и доцентом...)
"...питались очень экономно, покупая на пристанях преимущественно хлеб и яйца" - я никогда не брала путёвок без питания (и не собираюсь! трёхразовое питание - это правильно!) - но ведь на некоторых теплоходах такое возможно и в наши дни! В 2013 году на "Никитине" (круиз Москва - Астрахань - Москва) наблюдала, как бабушка с нижней палубы закупается в городах продуктами (хлебушком, сырком, рыбкой и т.д. - на кафе-рестораны на берегу она не тратилась)... а потом эта бабушка рассказывала мне (шедшей с трёхразовым питанием!!!), что ресторан теплохода - безобразный, и кормят отвратительно (ерунда ерундовая!)
Узнаваемы описания некоторых городов:
- Ростова Великого с его кремлём, церквями и озером;
- Переславля-Залесского с Плещеевым озером и ботиком Петра Великого;
- Троице-Сергиевой лавры (только вот не уверена, что ныне паломников кормят совершенно бесплатно);
- Киева с замечательными видами на Днепр и за Днепр с высокого берега, Владимирским собором и прочими достопримечательностями, памятными по собственному круизу 2010 года (в Киеве я провела три дня);
- а вот этот бульвар, по которому я гуляла в 2012 году, прямо-таки стоит перед глазами: В Екатеринославе (теперь Днепропетровске) меня привёл в восхищение широкий бульвар, обрамлённый белыми акациями и прорезавший центр города".
Относительно узнаваем Крым:
- Во время морского путешествия "передо мной сменялись парки, дворцы и курортные города". Передо мной в 2008 году, при морской прогулке Алупка-Гурзуф-Алупка - тоже...
- Описание впечатлений при движении Н.М. Дружинина пешком по Крымскому шоссе (с. 145) во многом совпадает с тем, что чувствовала в 2008 году я, передвигаясь (правда, на автобусах) по Южному берегу Крыма. Только я бы ещё отметила малоприятные черты крымских южнобережных городов, которых то ли не было в начале ХХ века, то ли (более вероятно) Н.М. Дружинин не обратил на них внимание: расположение на горном склоне и неудобные серпантинные дороги + трущобный характер большей части застройки всех населённых пунктов от Симеиза до Ялты включительно (кроме дворцов аристократов и санаториев) + антисанитария + отсутствие уличного освещения (фонари видела только на набережной Ялты - в Алупке, где прожила 8 дней в центре города, в 5 минутах ходьбы от Воронцовского дворца, не видела ни одного!) + агрессивные стаи собак. Может, с 2008 года там что-то изменилось к лучшему?
- Наконец, очень знакомо описание видов с вершины Ай-Петри: "...я испытал одно из самых сильных впечатлений крымского путешествия: именно отсюда, с высоты птичьего полёта, Чёрное море представляется необъятным по своим размерам, уходящим в безграничную неведомую даль и в то же время родным и близким благодаря оживлённому движению парусных и пароходных судов. Береговые постройки кажутся игрушечными домиками..."
"...на тёмном фоне неба взвился огненный столб... при бурении новой скважины из земли вырывается нефтяной фонтан, который загорается от собственного движения". Нет, фонтанов нефти я ни в одном круизе не видела (хотя интересно было бы посмотреть), но вот газовый факел, пылающий над нефтеперерабатывающим заводом (например, в Саратове) - зрелище вполне привычное. А ещё вспоминается переворачивающийся в вечерней темноте ковш с расплавленным металлом в Днепродзержинске, с летящими в разные стороны искрами (круиз по Днепру 2010 года). Но это уже не относится к нефти...
Прежними остались некоторые нравы:
- Принцип "Тащи с завода каждый гвоздь - ты здесь хозяин, а не гость!" появился задолго до советского периода: рабочий-путиловец (спутник Дружинина по пешей прогулке Ярославль-Москва) "старался убедить меня, что воровство хозяйской продукции рабочими - не только допустимое, но и похвально дело".
1902-1903 / 2006-2017: различное
Суда шли по Волге медленнее, нежели сейчас: "В течение двух недель я прошёл несколько сот вёрст от Савёлова до Астрахани" (у меня в 2013 году путь от Москвы до Астрахани занял 9 дней.
"И днём и ночью мы видели множество пароходов - пассажирских и грузовых..." - сейчас мы их тоже видим, но... мне ли одной кажется, что с каждым годом пассажирской встречки становится всё меньше и меньше?
Водохранилищ ещё не было - ни на Волге, ни на Днепре. В Запорожье, где я помню широченную гладь воды, красивейшую плотину Днепрогэса и невероятно глубокий шлюз (36 метров? или 39 метров? - не могу вспомнить точно), в котором наш четырёхдек "Звезда Днепра" казался игрушечным, Николай Михайлович лавировал между камнями в узком канале на маленькой лодчонке...
Люди тогда были приветливей, а порядки проще, чем сейчас:
- С интересом прочитала о том, как Николай Михайлович прокатился по Каспию: "...познакомил с персоналом наливного корабля, готового к отплытию в Баку за очередным грузом нефти. Мне предложили проехаться туда и обратно, и я, конечно, с радостью согласился". Что-то сильно сомневаюсь, что мне позволят прокатиться на танкере, явись я к капитану танкера с такой просьбой... да ещё и в комфортных условиях: "Мне отвели великолепно обставленную директорскую каюту и любезно отвечали на все вопросы".
- В подобном же духе Н.М. Дружинина встретили инженеры-соледобытчики на Баскунчаке: поселили, обеспечили приятное общение, знакомство с Баскунчаком и купание (в общем, можно считать прогулку на Баскунчак зелёной стоянкой). Вы представляете, чтобы в наши дни прохожего-проезжего туриста вот так приняли работники добывающего предприятия? Я - нет...
- Наконец в Крыму - гостеприимство в имении Кучук-Кой: встретили, поселили, накормили, дали с собой бутербродов и вина.
Скидки и условия путешествия тогда кардинально отличались от нынешних:
- "Как учащийся я имел право на 50 % скидку, и взятый мной билет от Астрахани до Ярославля стоил всего-навсего 2 р. 50 коп., притом без ограничения срока и с правом высаживаться в любом месте и ночевать на пристанях". Сильно сомневаюсь, что нынешний студент может получить подобную скидку... Пенсионерам, детям, сотрудникам силовых ведомств скидки предоставляются (в гораздо меньших размерах), а вот студентам - увы...
- Николай Михайлович пишет: "...я поплыл по нижнему плёсу Волги, высаживаясь во всех крупных городах, подробнее осматривая их и сравнивая между собой" - сейчас такой круиз организовать затруднительно...
Справедливости ради следует заметить, что комфорт на дореволюционных пароходах и на нынешних теплоходах тоже несопоставим... Не думаю, что Н.М. Дружинин жил в одноместке с удобствами...