Уважаемые коллеги по увлечению!
В последние несколько лет, по нашему мнению, на многих теплоходах существует следующая тенденция: борьба с предоставлением туристу путевой информации по маршруту круиза.
Объём её становится всё меньше, качество - всё ниже: отмечаются неточности в озвучиваемых фактах, неправильные ударения и несвоевременное чтение путевой информации (задолго до прохождения интересного объекта, либо - что бывает гораздо чаще - значительное время спустя после его прохождения).
На ряде теплоходов следует отметить снижение квалификации специалистов, ответственных за предоставление туристам путевой информации - так называемых методистов.
Во-первых, некоторые из них отнюдь не стремятся поразить участников круиза своей эрудицией (которой они, как мы надеемся, всё же обладают).
Во-вторых, временами методисты считают себя такими же отдыхающими, как и туристы - поэтому отводят на озвучивание путевой информации лишь то время (крайне редкое и исключительно краткое), которое у них остаётся от отдыха.
В-третьих, ряд методистов проявляет стремление к замене живого вещания трансляцией записи с путевой информацией - оправданность подобного подхода является дискуссионной.
Нельзя не отметить, что снижение количества и качества путевой информации может быть связано с сознательно проводимой политикой отдельных компаний-операторов теплоходов, сводящих путевую информацию к минимуму, а в отдельных случаях вообще отказывающихся от её предоставления. Подобная политика направлена, на наш субъективный взгляд, на снижение познавательной составляющей круиза и на рост овощизации туриста.
Удобный турист для такой компании - назовём его условно "турист-овощ" - тот, который заставляет её сотрудников как можно меньше работать, одновременно выплачивая как можно бОльшие денежные суммы за "высокое качество обслуживания" в соответствии с громогласно декларируемыми "классами" и "стандартами".
"Турист-овощ":
- бОльшую часть дня проводит в каюте, на балконе либо в солярии;
- много времени уделяет приёму пищи в ресторане (от часа и больше - на одну трапезу), желательно - занимаясь при этом самообслуживанием (так называемый "шведский стол" позиционируется как улучшение организации питания);
- подолгу сидит в баре, оставляя там значительные суммы.
Разумеется, идеальный "турист-овощ", по мнению отдельных компаний-операторов, не должен (да и не будет) интересоваться "руинами какой-то очередной церквушки на берегу" и другими подобными объектами. Скажем больше - ему должно быть безразлично, по какой реке (водохранилищу, озеру) идёт теплоход - турист же на отдыхе, поэтому незачем работать головой (извилины тоже должны отдыхать).
Тем не менее, не следует забывать, что круизы организуются в первую очередь для ТУРИСТОВ, и именно у них надо спрашивать:
- является ли путевая информация неотъемлемой составляющей круиза, или без неё можно обойтись;
- в каком объёме и в какой форме она должна предоставляться;
- должна ли она быть высокого качества, либо при её озвучивании следует действовать по принципу "шоб було".
Поэтому мы считаем необходимым проведение исследования, посвящённого путевой информации, и привлечение к подобному исследованию туристов, совершающих речные круизы.
На этом наш доклад завершается.
Спасибо за внимание!
Друзья, в шуточном докладе я наукообразным языком изложила то, что действительно наблюдаю последние несколько лет: путевой информации становится меньше, она озвучивается всё хуже, а некоторые компании-операторы как будто нарочно искореняют её (по крайней мере, у меня есть такое чувство), потому что из путешествующего с познавательной целью человека невозможно сделать удобного "туриста-овоща", который сидит (лежит), есть (пьёт), несёт за это деньги (наличные или безналичные) - и свято верит в "высокие стандарты обслуживания".
Наблюдаю я и другое: туристам ИНТЕРЕСНО, где они плывут и что они видят.
При отсутствии качественной и достаточной путевой информации, предоставляемой методистом, они... обращаются к другим туристам, которые заранее подготовились к круизу и ходят по палубе с картами и путеводителями. Я сама постоянно выступаю в качестве такого консультанта в каждом из своих круизов (а на "Бородино" в мае этого года количество сокруизёров, обращавшихся ко мне за информацией, превысило разумные масштабы).
Конечно, есть ещё вариант "сейчас поищу в Интернете", но, по моим наблюдениям, он работает нечасто - и Интернет есть далеко не везде, и гаджеты по палубе носят с собой не все, и многие хотят отдохнуть от Интернета, и туристы постарше с ним не всегда на "ты".
Посему предлагаю поучаствовать в небольшом опросе - и по возможности озвучить свою позицию в теме.
Разумеется, в одном опросе невозможно охватить всё, что связано с путевой информацией: количество, качество, "живое" чтение или запись...
Поэтому я предлагаю исходить из того, что путевая информация должна быть нормального качества априори - ведь никто из нас не желает бродить с лапшой на ушах под сенью развесистой клюквы.
Я спрашиваю о том, СКОЛЬКО путевой информации Вы хотели бы получить?
Как водится, открывший тему начинает с себя: я проголосовала за первый вариант: больше путевой информации - качественной и разной!
В мой круизной биографии было три прекрасных методиста: Любовь Ивановна Прилепская (директор круиза на "Бородино" - 2007), Валентина Александровна Боржеева ("Никитин" - 2013, "Суворов" - 2016) и Александр Николаевич Пославский ("Пирогов" - 2015). Спасибо им за интересную путевую информацию и приятное общение!