Китайские круизники на р. Янцзы
Янцзы - самая длинная и многоводная река в Европе и Азии. Она занимает третье место в мире по протяженности (6300 км) и полноводности. Янцзы целиком протекает по территории Китая, её площадь бассейна составляет 1 808 500 км², а средний расход возле устья достигает 34 тыс. м³ в секунду. По величине годового стока, который оценивается примерно в 1050 км³, река занимает четвертое место в мире. Режим реки муссонный, морские приливы распространяются по реке на 700 км от устья (до города Цзюцзян).
Исток Янцзы расположен в восточной части Тибетского нагорья на высоте около 5600 м над уровнем моря. Река протекает через восточные области провинции Цинхай, а затем поворачивает к югу и по глубокой долине, служащей границей между Сычуанем и Тибетом, достигает провинции Юньнань. В этой долине, расположенной в Сино-Тибетских горах, происходит наиболее выраженное падение высоты (4 км!) — с 5 тыс. до 1 тыс. м. Здесь река несколько раз меняет направление и образует глубокие ущелья, например, Ущелье Прыгающего Тигра. Протекая через Сычуаньскую котловину, Янцзы сливается с крупными притоками Миньцзян и Цзялинцзян, которые существенно увеличивают её объём.
Янцзы является главной водной магистралью Китая. Судоходный участок начинается от подножья Сино-Тибетских гор в уезде Шуйфу провинции Юньнань и тянется на 2850 км до Восточно-Китайского моря. Наиболее живописным и сложным для судовождения является 320-километровый участок от Чунцина до Ичана, на протяжении которого перепад высоты достигает почти 40 м, а река протекает по глубоким извилистым ущельям. Пробиваясь далее через горы Ушань, река служит естественной границей между провинциями Чунцин и Хубэй. Именно там расположены знаменитые Три Ущелья. Сейчас в этом районе построена крупнейшая в мире ГЭС «Санься» («Три Ущелья»).
Характеристики этого уникального гидросооружения впечатляют: длина плотины составляет 2309 м, высота - 185 м, а проектная мощность станции (окончание строительства запланировано в этом году) должна составить 22,4 ГВт ! Для пропуска судов сооружен двухниточный пятиступенчатый судоходный шлюз (в основном предназначен для грузовых и крупных круизных судов), время прохода шлюзов около 4 часов, размеры камер составляют 280 x 35 x 5 м. Кроме того, работает судоподъемник грузоподъёмностью 3 тыс. т; время подъёма составляет 30 мин.
Нитки шлюзов плотины «Три Ущелья»
В камере шлюза
На территории провинции Хубэй Янцзы пополняется водами многочисленных озёр, а в городе Ухань она сливается со своим крупнейшим притоком — рекой Ханьшуй. Затем река протекает через провинции Аньхой и Цзянсу и, наконец, впадает в Восточно-Китайское море около Шанхая. В нижнем течении Янцзы проходит через Цзянханьскую равнину и южную часть Великой Китайской равнины, где река делится на много рукавов, при этом ширина основного русла достигает 2 км и более. В районе впадения Янцзы формирует огромную по площади дельту (около 80 тыс. км²).
Морские суда водоизмещением до 10 тыс. т. могут подниматься вверх по реке до города Ухань. Суммарная длина водных путей бассейна Янцзы превышает 17 тыс. км. Река является одним из наиболее загруженных водных путей мира. Объём грузовых перевозок в 2005 году достиг 795 млн т.
По реке ходит большое число различных круизных судов. Прежде всего следует назвать всем нам известную тройку “последних из могикан” 302-го проекта: Princess Jeannie, Princess Elaine и Princess Sheena. Вот несколько фотографий Princess Elaine на реке Янцзы:
А что внутри? Вот такие до боли знакомые интерьеры в китайском исполнении:
Ресторан (на средней)
Кофе-бар
Бар
Читальный салон
Стандартная двухместка
А теперь посмотрим на другие теплоходы, которые у нас уж точно не ходят по рекам...