Прага – тысяча лет без разрушений, или город «склонный к излишествам»
Когда накал рабочих страстей поутих в период длинных новогодних каникул и организм вернулся к нормальному мыслящему состоянию, не задавленному единственным желанием «спать, спать, спать…» решено было всё-таки провести отпуск в конце февраля – начале марта в Праге. Отели были забронированы ещё ранее, осенью, но были сомнения. В январе купила билеты на поезд (к счастью, в это время поезд ещё ходит три раза в неделю, теперь же, как и Парижский, вовсе один раз…). Цены весьма невысокие, и учитывая небольшую загрузку поезда, я смело взяла билеты во второй класс, при этом ехала и туда и обратно как в люксе, т.е. одна в купе.
Как обычно, белорусская таможня живо интересуется багажом, в отличие от поляков, которым важнее куда я еду, зачем, достаточно ли у меня денег и где я буду жить. Польские пограничники чаще всего немногословны, спросят только куда еду и зачем, тут же ставят штамп. Да-с, мой паспорт – это уже что-то…..
В Прагу поезд приезжает рано утром, в половине девятого. До отеля от вокзала можно дойти пешком, хотя такси очень недорогое, но у меня пока нет чешских крон. Итак, первые четыре ночи я буду жить в отеле Grand Majestic Plaza на улице Truhlarska в районе Прага 1, т.е. в Старом месте. Тихая спокойная улочка, отходящая от площади Республики, в стороне от шумных достопримечательностей, но в пешеходной доступности от них. Меня попросили в отеле подождать час до заселения, что очень хорошо, ещё ведь нет десяти часов утра…, вещи сдала на хранение и пошла знакомиться с городом.
Наместье Республики, в смысле, площадь Республики, типично по-славянски не имеет какой-либо формы или, скажем так, имеет неправильную форму с выходом одноименной станции метро в центре площади, витиевато извивающимися по площади трамвайными путями, двумя торговыми центрами, подземным супермаркетом, отсутствием светофоров, обозначенных пешеходных переходов (кто где хочет – там и идет, ну я прям как дома…. эх, славяне…). Но, это, так сказать обыденности. Прямо тут же начинаются настоящие достопримечательности города, и прямо тут же становится ясно, что Прага – город созидателей, творцов, зодчих и никогда не разрушителей. Прагу пощадили даже фашисты – не бомбили. Поэтому, повсюду вас ждет нагромождение стилей и эпох. Романский, готика, ренессанс, ар нуво, кубизм, и, главный пражский стиль – барокко. Вездесущее, причудливое, странное, склонное к излишествам барокко. В целом, я бы сказала, что мое представление о Праге, как о сказочном королевском городе из знаменитых чешских детских фильмов с одной стороны, и, как о городе Моцарта из знаменитого фильма «Амадей» полностью совпало с действительностью…..
Но об этом чуть позже, а сейчас передо мной в одном из углов площади Республики Prasna brana(Пороховая башня). Вот как всё-таки похожи все славянские языки (в смысле, что это один язык и есть). Башня построена в 13 веке и являлась одними из ворот для въезда в Старый город. В арке башни, вдалеке видно как раз самый центр – одну из башен храма на Староместской площади. Пороховая башня наглядно демонстрирует, что даже оборонительное сооружение должно быть изысканно украшено.
Старый город славян –это всегда крепость. А за крепостной стеной – вал. На месте валов сейчас в сторону Вацлавской площади (влево) проходит улица Na prikope (На Пржикопе). Это – центр шопинга, где полно всяких брендовых магазинов. Но мне туда надо в банк. В родной, любимый Сбербанк. Что ни говорите, а курс обмена евро на кроны весьма выгодный был именно в Сбербанке, а, главное, безопасно. Обменников всяких полно в Праге, преимущественно арабских. Я туда, что называется, ни ногой.
В давние времена Пороховая башня соединялась с Королевским дворцом, который был заброшен и пришел в негодность, вследствие чего в начале 20 века на его месте был построен шедевр ар- нуво – Obecni dum (Общественный дом). Прежде всего в этом Доме находится основной концертный зал страны, носящий имя Бедржиха Сметаны, ещё два великолепных ресторана, в одном из которых я ежедневно обедала. Разумеется, что интерьеры оформлены в том же стиле ар-нуво и к их созданию, к росписи привлекались такие известные модернисты как Альфонс Муха. Немалую роль сыграл Дом и в новейшей истории Чехословакии. Здесь была провозглашена независимость Чехословакии в 1918 году, а в 1989 году здесь велись переговоры коммунистического правительства с оппозицией во главе с Вацлавом Гавелом.
Войдем с Старый город черед ворота Пороховой башни и по улице Целетной. Это не что иное как путь королей. Именно по этой дороге проходили коронационные процессии королей Богемии, а дорога называлась королевской и связывала Королевский дворец (тот который разрушился) и, через Карлов мост, Градчанский замок (в Пражском граде), где в Соборе Святого Вита проходила коронация.
А у меня вдруг в просвете теснящихся домиков возникло нечто огромное. Церковь Девы Марии перед Тыном или Тынский храм. Построен в 15 веке в готическом стиле и имеет две башни высотой по 80 метров изящно декорированных в истинно «пражском» стиле. Храм огромен и зажат со всех сторон другими строениями, со стороны Староместской площади только башни и видны.
Почти каждый дом в старых районах Праги – это произведение искусства. Можно часами бродить по улочкам и разглядывать фасады. Однако, этим быстро пресыщаешься, слишком много сразу, или как сказано в фильме «Амадей» устами императора, не знавшего как бы поточнее выразить обуревавшие его смешанные чувства восторга и пресыщения от музыки Моцарта – «слишком много нот». Вот ведь не зря прогуливаясь по Праге у меня постоянно в голове звучала музыка Моцарта – то из Дон Жуана, то из Флейты, то из Фигаро, а то и вовсе Реквием (конфутатис маледиктис…).
Для примера – фасад дома на Староместской площади.
И, наконец, площадь. Резкий контраст башен Тынского храма и Дворца Кинских (слева) в стиле рококо, построенного по проекту архитектора Динценгофера в 1755-65 годах архитектором Ансельмо Лугаро.
Пересекаю площадь в сторону Влтавы и Карлова моста, оборачиваюсь чтоб ещё раз подивиться несоразмерности Тынского храма и других строений на площади и чтоб показать общие масштабы площади. И, конечно, куда же здесь без Староместской ратуши (14 век) с её астрономическим часами.
Часы созданы в 1490 году. Мастера создателя ослепили, чтоб он не мог создать подобного шедевра. Циферблат часов показывает фазы Солнца, Луны, секунды и имеет 24 деления, а не 12. В центре изображена Земля, а светила вокруг неё вращаются. Тогда было такое представление об устройстве Вселенной.