РЕВОЛЮЦИЕЙ МОБИЛИЗОВАННЫЙ
В. БОГДАНОВ, В. ПРОНЧАТОВ, г. Горький
Научный консультант капитан речного флота А. А. УСОВ
В 1918 году, в самое трудное и напряженное для Советской Республики время, когда наша страна оказалась в железном кольце блокады иностранной интервенции и внутренней контрреволюции, Центральный Комитет РКП(б) и Совет Народных Комиссаров приняли решение о формировании Волжской военной флотилии для усиления Восточного фронта. Наряду с военными кораблями в состав флотилии вошли и переоборудованные речные суда. С одним из них — буксирным теплоходом «Матвей Башкиров», превращенным нижегородскими и сормовскими рабочими в канонерскую лодку «Волгарь-доброволец», — читатели уже имели возможность познакомиться в публикации «Дорога жизни» восемнадцатого...» («М-К» № 11 за 1981 год). Продолжил эту тему, предлагаем вашему вниманию рассказ о флагмане Волжской военной флотилии канонерской лодке «Ваня-коммунист».
* * *
3 октября 1918 года на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета, представителей фабрично-заводских комитетов и профсоюзов выступал Яков Михайлович Свердлов. Информируя собравшихся о положении на фронтах, Яков Михайлович, в частности, сказал: «Нам на каждом заседании приходится чтить память только что погибших товарищей, и нам придется неоднократно призывать вас к этому, но едва ли мы часто будем говорить о гибели товарищей так, как о только что погибшем т. Маркине. Несомненно, потеря его является незаменимой потерей; он первый взялся организовать флотилию, он еще в первые дни выдвинулся из среды советских работников. Простой матрос, он был долгое время фактическим управляющим действиями Комиссариата иностранных дел».
Комиссар по особым делам Николай Григорьевич Маркин... Именно ему было поручено ответственнейшее дело — формирование Волжской военной флотилии. Далеко не случайным был выбор Наркоматом по морским делам именно этой кандидатуры. Несмотря на свои 25 лет, Николай Маркин имел к тому времени большой революционный опыт.
Балтийский матрос, член РСДРП с 1916 года, он принимал участие в Февральской революции, входил в состав Петроградского Совета, был делегатом I Всероссийского съезда Советов и членом ВЦИК первого созыва. С ноября 1917 года он секретарь, а затем контролер Наркомата иностранных дел. Получив новое назначение, 21 июня 1918 года Николай Маркин выехал в Нижний Новгород.
С его прибытием этот волжский город начал преобразовываться в военный порт. С Балтики и Черного моря сюда потянулись эшелоны с матросами, в затонах вооружались речные буксиры. Рабочие верфей сутками не выходили из цехов, готовя суда для флотилии. Медлить было нельзя: 7 августа 1918 года восставший чехословацкий корпус занял Казань.
Одно за другим уходили суда, чтобы закрыть врагу дорогу к Москве, 21 августа нижегородцы провожали в бой последний отряд. На берегу состоялся короткий митинг. Комиссар Маркин поблагодарил рабочих и выразил уверенность, что белые будут разбиты.
Отданы швартовы, звучат напутственные возгласы... Под прощальные гудки пассажирских пароходов канонерки ушли на фронт. Уже через два дня у города Свияжска они соединились с главными силами флотилии, которыми командовал член Реввоенсовета Восточного фронта Ф. Ф. Раскольников. Николай Маркин был назначен его помощником.
27 августа прибыло пополнение: по приказу В. И. Ленина по Мариинской системе на Волгу пришли с Балтики четыре миноносца. Теперь Волжская флотилия представляла собой грозную силу, и белогвардейским пароходам, до того вольготно чувствовавшим себя на реке, пришлось действовать под защитой береговых батарей.
Одной из основных задач флотилии на этом этапе стала борьба с вражеской артиллерией. Красные моряки засекали огневые точки неприятеля, а затем уничтожали их из дальнобойных орудий, давая возможность сухопутным частям переходить в наступление.
Вместе с другими кораблями флотилии в ежедневных боях участвовала и канонерская лодка «Ваня». Короткой оказалась военная жизнь этого боевого судна, но героических страниц в его биографии накопилось немало. Вот лишь некоторые из них.
В конце августа 1918 года командование Восточного фронта начало подготовку к освобождению Казани. На станцию Свияжск, где находился штаб 5-й армии, один за другим подходили составы с воинскими эшелонами и боевой техникой. Чтобы сорвать наступление Красной Армии, белогвардейцы решили захватить этот крупный транспортный узел. 28 августа они прорвали линию фронта и начали наступление по трем направлениям. На Свияжск наступал батальон Каппеля, сформированный из люто ненавидевших Советскую власть офицеров.
Каппелевцам удалось разбить отряд казанских добровольцев и существенно потеснить 1-й Петроградский полк, основу которого составляли необстрелянные новобранцы. После этого золотопогонникам открылась прямая дорога на оставшийся без прикрытия штаб 5-й армии. Вся надежда была на моряков, спешивших на помощь.
Канонерские лодки «Ваня», «Добрый» и форт-баржа «Сережа» подоспели в самую критическую минуту боя, когда противник поднялся в штыковую атаку. Поначалу казалось даже, что уже ничто не сможет остановить его отчаянного натиска, но когда загрохотали корабельные орудия и матросы, высадившись на берег, нанесли удар в тыл белогвардейцам, те, бросив раненых, поспешно отступили.
Захватив инициативу в свои руки, части Красной Армии начали подготовку к наступлению на Казань. Важная роль в ее освобождении от белочехов отводилась кораблям флотилии. Ее руководство получило приказ занять казанские пристани в глубоком тылу врага и обеспечить высадку десанта. Командовать этой операцией поручили Николаю Маркину.
На рассвете суда отошли от пристани. Торопливо шлепая плицами по зеркальной глади реки, «Ваня» бежал вниз по течению. Замерев у орудий и пулеметов, матросы молча смотрели на вражеский берег.
Появление красных кораблей оказалось настолько неожиданным для врага, что он поначалу даже не попытался оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления. Сняв часовых, моряки захватили на берегу восемь тяжелых орудий и, развернувшись в цепь, устремились к городу.
Оправившись от неожиданности, белочехи открыли по кораблям артиллерийский огонь и перешли в контратаку. Больше часа удерживали захваченный плацдарм десантники, не зная, что обещанной поддержки не будет, поскольку батареи врага парализовали пароходы с предназначенными для высадки главными силами. А противник между тем вводил в бой все новые силы. И Маркин приказал отходить. Белогвардейцы прилагали отчаянные усилия, чтобы отрезать красный отряд от реки. Несколько добровольцев остались на берегу и ценой собственных жизней прикрыли отход товарищей.
На следующий день флотилия вновь атаковала причалы. Впереди шли миноносцы, следом за ними — десантные суда под прикрытием канонерских лодок «Ольга», «Добрый», «Ваня» и «Коновод». Поскольку батарея белых накануне была выведена из строя, пехоте удалось беспрепятственно высадиться на берег и при поддержке корабельной артиллерии атаковать Казань со стороны реки. К вечеру город был взят, и сотня матросов с Волжской флотилии вместе с другими красными бойцами торжественным маршем прошла по его улицам.
За мужество, проявленное экипажем при освобождении Казани, канонерская лодка была награждена Красным знаменем ВЦИК. А 13 сентября, стоя на палубе своего боевого судна, команда слушала приказ Реввоенсовета республики: «Моряки Волжской военной флотилии! В боях под Казанью ваша флотилия покрыла себя славой. Моряки показали, что они остаются красой и гордостью революции. Приказываю названия ваших кораблей, унаследованные от царской эпохи, заменить новыми именами, достойными ваших подвигов».
На основании этого приказа флагману хотели дать название «Ваня-коммунист». Но официально присвоить новое имя не удалось. 1 октября 1918 года, преследуя отступающего противника, канонерка приняла свой последний бой. Это случилось неподалеку от деревни Пьяный Бор, расположенной на высоком берегу Камы.
Утром этого дня воздушная разведка красных обнаружила недалеко от места расположения флотилии шесть пароходов белочехов. Маркин предложил атаковать противника, но командующий флотилией с ним не согласился: «Пехота отстала и поддержать нас не сможет. Расположения огневых точек противника мы не знаем. Не исключено, что где-нибудь в лесу стоит замаскированная батарея».