История Волжского пароходства.
Речной круиз… на белоснежном теплоходе — еще с тех, старых времен это слово таит в себе что-то необычное…
Всегда интересно посмотреть, с чего все начиналось и как развивалось.
История возникновения речных круизов в России, да и во всем мире, неразрывно связана с изобретением парового двигателя.
Первое «самодвижущееся» судно в России построил небезызвестный гений, русский механик-самоучка из Нижнего Новгорода, Кулибин в 1781 году. Он построил машину, которая могла бы приводить в движение суда против течения, силой самой текущей воды.
От давней мечты свободно ходить по воде появилось и название этого удивительного творения — «Водоходное судно» или «Водоходъ». Однако творение Кулибина осталось в забытьи. В 1815 году уже с помощью иностранного специалиста был построен первый российский пароход в Санкт-Петербурге. То была поистине вершина инженерной мысли — судно, с поразительно грандиозной трубой, развивало скорость до 9,3 км/ч. В 1816 году на Пожевском чугуноплавильном заводе в районе Перми под руководством талантливого горного инженера П. Г. Соболевского был построен первый пароход в Волжском бассейне. С этого самого времени паровые «суда с печкой» стали стремительно набирать популярность. В конце 50-х годов XIX века на Волге появились пароходы — кабестаны, вертикальный ворот на которых приводился во вращение с помощью паровой машины. К середине XIX века «главная улица России» — Волга представляла собой пёструю картину. Белый парус расшивы, плывущие по течению беляны, скрежет кабестана на перекате, заунылая песня бурлаков и мерное шлепанье пароходных плиц… В это же время и начинают появляться собственно пассажирские перевозки, в отличии от практиковавшихся перевозок людей как «живого груза».
Созданное в 1843 г. промышленное Пароходное общество «По Волге», с 1859 года начинает организованное пассажирское движение по Волге. Первые пароходы «Царь» и «Царица», затем — «Царевич» и «Царевна» были заказаны и построены в Англии. «Волжские» суда славились богатой ресторацией и не придерживались строго расписания, прельщая своей «авторитетностью».
Во второй половине XIX столетия слова «круиз» еще не существовало, не было и круиза как такового. Собственно пассажирских судов было мало.
В эту эпоху сформировался «элитарный» имидж речных путешествий: с целью привлечения состоятельных господ предприимчивые судовладельцы начиняли салоны своих детищ самой роскошной атрибутикой — перламутром, зеркалами, плюшем, лаком, красным деревом и бронзой; туристы «попроще» размещались прямо на открытых палубах.
Круизы в современном понимании сформировались лишь в двадцатом столетии, и немалую роль в их развитии в нашей стране сыграло появление в 1964 г. Волго-Балтийского водного пути. Всего несколько лет спустя началась постройка первых комфортабельных судов, которые сегодня эксплуатируются в России. Спрос среди иностранцев на путешествия по великим водным путям России в загадочной стране был очень велик. Простому гражданину СССР попасть на борт одного из таких теплоходов было нелегко, но перспектива сама по себе представлялась очень заманчивой — теплоход был частью лучшей жизни, витал ореол элитарности путешествия.
В начале 1990-х годов речной круизный флот, как и все, что быстро меняет курс, просто встал. Однако с возрождением России постепенно интерес к речным путешествиям пошел на подъем.
24 марта 1994 г. состоялась Первичная государственная регистрация Акционерного общества открытого типа «Судоходная компания «Волжское пароходство» — приемника ВОРПа (Волжского объединенного речного пароходства, существовавшего с 1954 года, а ранее с 1918 г. действовавшего как Волжское Государственное речное пароходство).
Де-факто, история компании «ВодоходЪ» ведется с 1999 года. Именно тогда было создано дочернее предприятие ОАО «Судоходной компании «Волжского пароходства» компания ООО «Волга-Флот-Тур». Основной целью компании являлось создание на туристическом рынке России конкурентоспособного туристического продукта, который удовлетворял бы растущий спрос на речные круизы среди российских и иностранных туристов. Помимо центрального офиса в Нижнем Новгороде работали филиалы в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре.
История «Волга-Флот-Тур» — это история постоянного развития: за навигацию 2001 года компания перевезла на четырех теплоходах более 10 000 туристов. В 2002 флот расширился до семи круизных теплоходов, компания выходит на международную арену. В 2003 году — расширение флота до восьми теплоходов и обслужено уже более 20 000 туристов. По итогу 2003 года, в связи с серьёзным ростом корпоративной структуры, значительным расширением географии деятельности компании и требованиями рынка, принято решение о масштабной реорганизации. Итогом «реформы» стало создание новой компании — «ВодоходЪ», на базе кадрового и производственного потенциала Московского филиала.
В 2004 году была зарегистрировала торговая марка «ВодоходЪ» как символ наиболее современного и качественного продукта на российском рынке речных круизов. Головной офис в Москве и филиалы компании в Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде образовали новую структуру, вобравшую в себя лучшие кадры и самые передовые наработки одного из признанных лидеров отечественной туриндустрии, способную решать новые и самые серьезные задачи.
20 сентября 2013 г. в Нижнем Новгороде прошли праздничные мероприятия, посвященные 170-летию образования ОАО «Судоходной компании «Волжского пароходства».