Сначала немного бэкграунда. Путешествовали мы с супругой по этому маршруту с 19.07.13 по 30.07.13. Возраста мы не молодого, но и не старческого. В таких плаваниях не новички. За последние 9 лет это наше шестое плавание. Но плавали раньше исключительно по Верхней Волге от Москвы до Плёса и обратно. Всегда на разных теплоходах, но как и "Очарованный странник" 588 класса, то есть второй половины 50-х прошлого века постройки. В этот раз захотелось поделиться своими впечатлениями. Возможно эта информация поможет кому-нибудь принять правильное решение.
Впечатления весьма противоречивые. Ну, начну с самого теплохода и его команды. Не стоит, конечно, рассчитывать на безупречное техническое состояние и большой комфорт, если вы решились приобрести тур на такой "дрим-лайнер". Такие неполадки, описанные, к примеру уважаемым оранжем входят в программу праздника. Не буду на этом останавливаться. Только замечу, что за такие же деньги можно прокатиться на современном пароме по норвежским фьордам и посетить заодно несколько скандинавских стран. Странно другое. Мы привыкли, что капитаны находятся в контакте с туристами. Они обычно хотя бы раз в день обходят теплоход, общаются с туристами, приглашают на экскурсию в капитанскую рубку, выступают на организационном собрании в начале плавания, поздравляют туристов с успешным завершением плаванья на прощальном обеде, задают вопросы, выслушивают замечания. Здесь же мы увидели капитана единожды за 12 дней. Он заскочил на организационное собрание, на ходу заправляя рубашку в брюки, и с растёгнутыми манжетами, сказал, что у него много дел и исчез навсегда.
Много внимания в отзывах уделяется обычно коллективу аниматоров теплохода. К сожаленью, тут много информации дать не могу, так как все эти викторины, смотры самодеятельности, дискотеки и игры нас сильно не интересуют. Видно было, что ребята стараются, бегают, переодеваются в разные костюмы. Единственно от чего не удавалось увернуться, это от прослушивания их музыкальных номеров при отплытии теплохода от очередного причала. Лажают ребята изрядно. Впрочем народу это нравилось, многие подпевали, подплясывали. Тут, конечно, главное не тонкости вокала, а создание определённого настроения. И это им удавалось.
Отдельно хочется сказать про методиста Людмилу Александровну. С одной стороны человек она вроде опытный и делает всё правильно. Но очень уж любить поговорить. Очень словохотлива. Одну и ту же мысль повторяет по нескольку раз. А там, где особенно требуется актуальная информация, она неожиданно надолго пропадает из эфира. Это, конечно, придирки. Просто мы с женой, как преподаватели, всегда обращаем внимание на чёткость и доходчивость изложения материала, это уже въелось.
Про питание скажу совсем коротко. Всё в пределах приличий. И качество и количество. Без особых изысков, но есть можно. Хорошо, что можно выбирать из нескольких вариантов блюд.
А теперь о главном. Попали мы на этот теплоход потому, что решили посмотреть русский север, и в первую очередь Валаам и Кижи. Наслышаны были о природных капризах северных озёр и решили взять тур в июле, когда ещё нет осенней непогоды. По срокам и подходил больше всего "Очарованный странник". Но вот тут-то мы и потерпели фиаско. Осталось твёрдое убеждение, что организаторы тура совсем и не собирались воплощать в жизнь заманчивые рекламные обещания, а ориентировались исключительно коммерческими интересами. Посудите сами. Программа составлена так, что на посещение самых интересных, ключевых пунктов тура отводилось минимум времени, иногда полтора-два часа (как, например, в Кирилло-Белозерском монастыре, Мышкине, Угличе). А вот время стоянки на всяких псевдонародных новоделах, типа пристани в Кузино или деревню в стиле "а ля рюсс" в Мандрогах не жалелось. В стоимость тура входил минимум миниморум экскурсий. Большую часть надо было оплачивать отдельно. На двухдневную стоянку в Петербурге пришлась только одна обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловки. Поэтому к стоимости тура можно смело приплюсовывать ещё тысячи три-четыре, если вы хотите увидеть по максимуму.
Про Валаам отдельно. Тут был самый крутой облом. Нас туда просто не повезли. Вот как это выглядело. Под утро меня разбудил грохот опускаемого якоря. Это было часа в четыре утра. Через некоторое время я решил осмотреться и вышел на палубу. Вот какую картину я увидел
Не уверен, что справился с загрузкой фотографий, поэтому опишу словами. Ясная солнечная погода, с небольшой облачностью. Волнение минимальное, почти штиль. Так простояли в нескольких километрах от берега часа четыре, пока по радио нам скороговоркой не объявили, что на Валаам не выпускают в связи с грозой. И что следующий прогноз будет в 13 часов. В 13 часов опять сказали, что по метеоусловиям нас на Валаам не выпускают. Зачем стояли непонятно. Так как в любом случае, даже при наличии разрешения, мы уже выбились из графика и, понятное дело, на Валаам уже не поплыли бы. Прошло ещё час три и теплоход снялся с якоря и отправился. Куда? Полная тишина по судовому радио, никого из администрации на найти, никто не хочет делиться информацией. И главное: всё это время стояла такая же погода как и утром. За это время мы бы спокойно дошли до Валаама.
Постепенно выяснилось (это уже пассажиры друг другу передавали информацию, кому что удалось узнать), что плывём в Петербург. И по-прежнему никакой информации. Пошли к администратору узнавать, что с компенсацией за неоказанную услугу. Нам молча протянули уже заготовленные справки с подписями и печатями (когда успели, ведь народу около 160 человек?) на возврат денег.
В Петербурге я позвонил в местный офис турагентства "Валаам", через который покупал путёвки, с предложением подъехать к ним и получить возврат. Наивный! Оказывается это очень сложная процедура, решается через судоходную компанию, и что претензию надо высылать через интернет. Во как!
Кстати о грозе. Её мы, действительно, дождались уже на пути в Петербург. Часов восемь вечера набежали тучи, несколько раз сверкнула молния, прошёл небольшой дождик. И никаких катаклизмов, ни шторма, ни даже ощутимого волнения. Вот фотография сделанная в разгар "грозы"
Так что, с одной стороны, прекрасные и сильные впечатления от увиденного, а с другой стороны, чувство, что нас банально "кинули", даже не извинившись.
Так что "думайте сами, решайте сами" иметь ли дело с такими компаниями.