Тема: Река Ока

Страница 1 из 10 123 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 100
  1. #1
    Аватар для Atlantika
    Регистрация
    09.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    823

    По умолчанию Река Ока



    Течение

    Река берёт начало из родника в селе Александровка Глазуновского района Орловской области, проходит по Среднерусской возвышенности, в верховьях имеет глубоко врезанную, преимущественно узкую речную долину с значительными уклонами. Сначала течёт в северном направлении и в Орле сливается с Орликом, в Тульской области сливается с Упой, возле Калуги при слиянии с Угрой делает резкий поворот направо и после протекания через Алексин и Тарусу снова поворачивает на север, а затем возле Протвино опять поворачивает на восток. На участке от Серпухова до Ступино примерно вдоль Оки проходит граница Московской и Тульской областей. Возле города Коломна сливается с Москвой-рекой и далее, делая излучину, течёт на юг. В Рязанской области из-за холмистых местностей у Оки наблюдается заметная извилистость. Возле слияния с рекой Проня Ока, делая излучину, поворачивает направо, а после слияния с рекой Пара опять течёт на север, и, делая возле Касимова заметную большую излучину, продолжает течь на север. Далее с заметными излучинами течёт, разделяя Владимирскую и Нижегородскую области, где протекает также через Муром. В конце своего течения Ока доходит до Нижнего Новгорода, где впадает в Волгу.
    [править]Притоки
    Крупнейшие притоки Оки: Орлик, Зуша, Упа, Жиздра, Угра, Протва, Москва, Нара, Проня, Пра, Гусь, Мокша, Клязьма, Беспута, Осётр. Максимальная ширина поймы — в среднем течении, в месте впадения Пры, около 2.5 км.


    Этимология

    По мнению М. Фасмера, название реки Ока родственно готск. аƕа «река», др.-в.-нем. аhа, ср.-в.-нем. аhе «вода, река», нов.-в.-н. Аа — название реки в Вестфалии, Швейцарии; лат. aqua «вода».
    Фасмер ставит под сомнение балтийское происхождение гидронима — связь с лит. akas «полынья», латыш. аkа «колодец». Совершенно невероятно финское или марийское происхождение гидронима (от фин. joki «река» или мар. aka «старшая сестра»).
    О. Н. Трубачёв полагает, что гидроним всё же скорее балтийского происхождения, поскольку это лучше объясняет форму Ока. Данное предположение подтверждается тем, что балты в своё время (до славян) жили по верхнему и среднему течению Оки.
    Наконец, согласно ещё одной возможной версии (Х. Краэ), славяне адаптировали субстратный гидроним «древнеевропейского» типа: Ока ← aqṷā «вода».
    В таком случае гидроним относится ко временам германо-балто-славяно-иллиро-венетской («древнеевропейской») языковой общности, и соотносить его нужно по меньшей мере со временами фатьяновской археологической культуры. Данная гипотеза, как видно, почти не противоречит версии Фасмера.


    Города и области

    Река течёт по Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской областям.
    Крупнейшие города, стоящие на Оке — Орёл, Белёв, Калуга, Алексин, Серпухов, Ступино, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.
    Местное пассажирское судоходство на теплоходах «Москвич» в пределах городского водохранилища г. Орла. На протяжении десятилетий граница «регулярного судоходства» по Оке постепенно «сдвигалась» вниз по течению. В 1960-70-е годы она находилась у п. Машковичи (1170 км.) В настоящее время формально регулярное судоходство в соответствии с «Перечнем водных путей» начинается от города Калуга, транзитное — от Коломны (то есть от устья реки Москвы). Ниже впадения реки Москвы на протяжении 100 км шлюзована. Плотины гидроузлов: Белоомутовский и Кузьминский, последний гидроузел включает микроГЭС. В 2006 году Ока была исключена из «Программы обеспечения гарантированных габаритов фарватера», в 2007 году вновь включена в программу. Однако гарантированные программой глубины в судоходной части Оки достигаются только весной и осенью[источник не указан 22 дня]. Техническое состояние Белоомутского и Кузминского гидроузлов оставляют желать лучшего. До 60-х гг. XIX века Ока была судоходна от Орла, но только вниз по течению, во время половодья или с использованием накопительных плотин.
    31 круиз с 1998 года
    С уважением Андрей.
    Репин Лучший

  2. 2 пользователей сказали cпасибо Atlantika за это полезное сообщение:


  3. #2
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,505

    По умолчанию

    Исток Оки






    Ключ из которого начинается река Ока




    Если что - друзья помогут

  4. 3 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


  5. #3
    Аватар для Аленушка
    Регистрация
    23.04.2011
    Адрес
    Москва, СВАО
    Сообщений
    1,309

    По умолчанию Река Ока - голубая подкова Рязанской губернии

    Река Ока - голубая подкова Рязанской губернии.

    Аграмаков Н.Н., Январь 1996 г., г.Рязань.
    По материалам книги "Губернскiй Векъ. Исторический сборник. Избранное."


    1. Разливы рязанских рек

    Залитые холодными вешними водами прибрежные окские луга из века в век смотрелись с северных окраин Рязани, как необозримые морские просторы.

    Появившийся в 1897 году крохотный домик железнодорожной станции Рязань-Пристань, едва виднеясь, стал напоминать дрейфующий островок в весеннем разливе реки Оки.

    Судоходная река Ока начала XX века, петляя по пределам Рязанской губернии, растянулась на 483 версты – от бывших границ Московской до Тамбовской губерний. Находилась она в заведовании «Московского Округа водяных и сухопутных сообщений».

    Притоки – Проня, Осётр, Пра, Пара и рукав речки Трубеж – тоже были пригодны к судоходству или сплаву леса, при благоприятных условиях; в нижних течениях на расстоянии от 2 до 40 вёрст.

    Вскрытие рек происходило в конце марта. Едва сходили льды – в апреле, по полой воде беспрепятственно открывалась навигация. От обилия снегов во время зим, горизонт весенних разливов поднимался на 10-12 аршин, и это радовало речных капитанов и прочих судоводителей.

    Для обозначения затопленных берегов бакенщиками ставились постоянные плавучие знаки, предупреждая суда от захода на береговые мели.

    Рязань. Разлив рек Оки и Трубеж под Успенским собором, 1910 г.


    Казённый Инспекторский пароход постоянно курсировал по Оке; производил надзор за плавающими судами: за порядком и использованием судоходных правил, установленных для безопасного плавания, и за правильной разводкой городских и земских «плашкоутных» мостов, чтобы не задерживали движения судов.

    2. Пароходы и пристани на Оке

    Пароходство на реке Оке в 1897 году производилось, как и в предыдущие годы. Кроме казённого «Инспекторского» – плавали 7 товарно-пассажирских пароходов, совершавших регулярные рейсы между Рязанью и Нижним Новгородом, и 41 буксирный пароход с баржами, принадлежавшими разным лицам и обществам.

    Ока в районе села Павлово.


    Пристань Зворыкина на реке Оке


    Набережная реки Оки


    Пока держался разлив реки Оки, использовали городскую пристань на речке Трубеж, под Кремлём; когда река входила в берега – возобновляла работы грузопассажирская пристань и на самой Оке.

    В пределах Рязанской губернии, на всех окских пристанях в навигацию грузилось и отправлялось до 7.000.000 пудов разных грузов, ценностью свыше 2-х миллионов рублей. Приходило и разгружалось до 10.000.000 пудов грузов, ценностью до 1,5 миллионов рублей. Грузовое судоходство по реке Оке приносило прибыль Губернии до 500 тысяч рублей ежегодно.

    Из существовавших пристаней, главными по количеству и стоимости ввоза и вывоза грузов считались Рязанская и Касимовская пристани. А из перевозимых грузов основное место занимали лесные материалы, затем огромное количество сена с заливных лугов и камень из Касимовских карьеров.

    3. Окский фарватер, перекаты и мели

    Случавшиеся длительные отсутствия дождей, как в лето 1897 года, когда и в соседних с Рязанской губернией местностях началась повсеместная засуха, становились причиной мелководья Оки.

    Уже в конце апреля вода начала быстро убывать, а в мае Ока обмелела настолько, что в ее течении по Губернии обнаружилось более 50 перекатов (наносов песка или камней на поворотах реки), затруднявших судоходство.

    Бакенщики в течение навигации обставляли перекатные мели Оки «предостерегательными знаками», обозначая обмелевший фарватер и его глубину. Знаки по ночам освещались керосиновыми фонарями.

    Постоянно производилась расчистка перекатов «посредством паровых землечерпательных машин». В начале 1897 года в распоряжении местного Управления водяных сообщений имелась одна такая машина, в июле поступила другая, построенная по заказу за границей, а затем и третья.

    С помощью этих машин глубина воды на перекатах поддерживалась в «необходимом для судоходства размере» не только в пределах Рязанской губернии, но и ниже – до самого Нижнего Новгорода.

    При понижении горизонта вод в судоходном фарватере Оки обнаруживались отдельные камни и «карчи» (коряги), представлявшие опасность судам. Их немедленно удаляли при помощи особых «карчеподъёмных снарядов».

    На отдельных затяжных перекатах, как у села Свинчуса Касимовского уезда – «удручающего своим мелководьем», самого опасного в пределах Рязанской губернии – производилось «урегулирование» перекатов. Работы заключались в устройстве целого ряда регуляционных сооружений из камня. На Свинчусском перекате они производились нанятыми местными крестьянами зимой 1897 года. Сообразно имевшимся средствам, урегулированы были верхняя и средняя части переката. Окончить работы предполагали в 1898 году.

    Повторяющиеся периодически мелководья на реке Оке мешали развитию судоходства. Землечерпательные работы, и даже более затратные «урегулирования перекатов», не решали вопрос мелководья Оки капитально, а скорее были средством для устранения препятствий судоходству во многих пунктах речного пути - в критические моменты.

    Особенным мелководьем отличался большой участок Оки между Коломной и Рязанью. Он был как бы естественным продолжением шлюзованной ранее части реки Москвы и входил в состав важного сквозного водного пути, соединяющего Москву со всем Волжским бассейном.

    В шлюзованной части Москвы-реки глубина воды была постоянна и равнялась 4-5 аршинам. В то же время на реке Оке, между Коломной и Рязанью во время мелководья, на перекатах горизонт воды был не более 11 вершков (48 см) от дна. Эта глубина «по колено» очень затрудняла проход гружёных судов.
    Для капитального улучшения судоходства в Московском Округе водяных сообщений разработали проект шлюзования Коломенско-Рязанского участка реки Оки и обеспечения постоянного уровня воды на нём. Проект требовал затрат свыше 1 миллиона рублей и был осуществлён лишь в 1913 году, с постройкой шлюза у села Кузьминское под Рязанью.

    Желательным считали в Рязани углубление и укрепление берегов рукава речки Трубеж и устройство в нём безопасной «гавани» для зимовки судов; беспрепятственного захода пароходов к пристани под стенами Успенского собора.

    4. Разводные "плашкоутные" мосты на реке Оке

    К причальным бонам грузопассажирской Рязанской пристани на Оке и разводному мосту, а далее на Владимирский тракт за рекой, в Мещёрские леса, дорога из Рязани – мощёное булыжником шоссе – 1,8 версты – начиналась от церкви Благовещения на городской окраине (сохранилась, угол Свободы и Затинной улиц).

    Шоссе с тремя деревянными мостками бежало к реке по заливным лугам и местами размывалось весенними половодьями. Об этом докладывал рязанский полицейский Исправник Губернатору, а рязанское Земство производило ремонт дороги, если хватало денег.

    Расписание разводки наплавного моста в 1909 году.


    Бревенчатый «плашкоутный» мост высился над водой длинным дощатым настилом. Он соединял берега Оки там, где река широкой подковой ближе всего подходит к городу; где и поныне ставят на лето пассажирскую пристань возле Окского шоссе.



    Этот наплавной мост на Оке близ Рязани назывался «Шумашинским», по названию одноимённой деревни за рекой – первой по бывшему Владимирскому тракту на пути в Мещеру. Существовал разводной мост на реке у Рязани с незапамятных времён до 1972 года, пока не построили постоянный высоководный мост через Оку.

    Шумашинский же разводной мост был серьёзной службой, под надзором казённой речной Инспекции и соблюдал определённые правила разводки моста. Правила эти – такса платы за проход судов, провоза грузов по мосту, а также «книга жалоб» вывешивались на видном месте.

    «Держание моста сведённым или разведённым» подчинялось расписанию. Часы разводки моста менялись – соответственно «изменению хода поездов» Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги, конечная станция которой, Рязань-Пристань, находилась на берегу Оки и «движению крестьянских подвод на базары» в зависимости от времени года.

    Все казённые паровые и не паровые суда и «снаряды» пропускались «через мост» во всякое время дня и ночи. Так же немедленно пропускались буксирные «без воза» пароходы в случае аварии с судами выше или ниже по течению.

    Ночью по углам моста вывешивали 4 зелёных фонаря для судов, идущих сверху, и по 4 красных – для идущих снизу. Подобный наплавной мост, гораздо более длинный, действовал возле города Касимова, до постройки в конце 1980-х постоянного моста через Оку. Интересно взглянуть на «Расписание часов разводки Шумашинского наплавного моста на реке Оке» под городом Рязанью в навигацию 1909 года.

    Перед ледоставом глубокой осенью Шумашинский разводной мост буксировали и заводили на зиму в рукав Трубежа – к Успенскому собору ближе, и ставили на якоря до весны. Бывали случаи – весеннее половодье срывало зимовавший мост с якорей; сносило и ломало его на береговых отмелях. Рязанской казне приходилось тратиться на его восстановление.

    Капризы реки Оки постоянно требовали внимания и забот. Необходимые на реке работы преимущественно производили местные крестьяне по найму. Успешно действовали на Оке рыбацкие артели; по свободной от плотин реке рыба к Рязани поднималась из самой Волги-реки. Служение реке давало многим рязанцам хорошие заработки.

    Опустела и притихла нынче работница Ока, но так же манит плёсами и перекатами и готова служить людям по-прежнему.
    Из рубрики "Боремся с безграмотностью": слова никто, ничто, нигде, никак, нисколько пишутся слитно!!!

  6. #4

    По умолчанию

    А это загадочное место тоже на Оке.


  7. 8 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


  8. #5
    Аватар для Angel
    Регистрация
    17.05.2011
    Адрес
    Москва, м.Бабушкинская
    Сообщений
    4,223

    По умолчанию

    Ока – крупнейший правый приток Волги. Её длина составляет 1498,6 км. Река берёт начало в селе Александровка Орловской области, протекает по территории Орловской, Тульской, Московской, Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей, и впадает в Волгу в Нижнем Новгороде. Крупнейшими притоками Оки являются Орлик, Упа, Жиздра, Угра, Протва, Москва, Нара, Проня, Пра, Гусь, Мокша, Клязьма, Осётр.
    Название «Ока» происходит, скорее всего, из древней германо-балто-славянской языковой общности и является адаптированным славянами гидронимом Аква – «вода».
    Крупнейшие города, стоящие на Оке: Орёл, Калуга, Алексин, Серпухов, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.

    На протяжении десятилетий граница регулярного судоходства по Оке постепенно сдвигалась вниз по течению. В настоящее время судоходство может осуществляться от Калуги. Ниже впадения реки Москвы в Коломне Ока на протяжении 100 км шлюзована. Плотины гидроузлов: Белоомутский и Кузьминский находятся в крайне плохом техническом состоянии. Начиная с 1990-х годов Ока была исключена из Программы обеспечения гарантированных габаритов фарватера. Дноуглубительные работы были резко сокращены, на реке отсутствует освещаемая обстановка.
    Порой, чтобы сохранить ангельский характер, нужно дьявольское терпение.
    Я девушка милая и пушистая....но...лучше не злить. Тихо закопаю и скромно отпраздную...

  9. 4 пользователей сказали cпасибо Angel за это полезное сообщение:


  10. #6

    Регистрация
    13.05.2011
    Адрес
    Москва, молодая
    Сообщений
    23,781

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Angel Посмотреть сообщение
    Река берёт начало в селе Александровка Орловской области, протекает по территории Орловской, Тульской, Московской, Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей...
    Ксения, надо добавить Калужскую область.
    В 1986 году ходил в "круиз" по маршруту Калуга-Кашира на байдарке.
    Хочу в круиз!
    Всё написанное выше - это всего лишь моё мнение, если не приводится прямой ссылки на источник.
    С уважением, Максим!

  11. #7

    По умолчанию

    Несколько фотографий старой Оки

    Пристань на Оке, 1938


    Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910-е
    Кузьминское, строительство плотины


    Кузьминское, строительство плотины


    Кузьминское, шлюзы


    Кузьминское, почти готовый шлюз


    Ока. Заготовка камня для строительства гидроузла


    Кузьминское. Верхняя голова шлюза

  12. 10 пользователей сказали cпасибо Crazy_hamster за это полезное сообщение:


  13. #8

    По умолчанию

    1963г. Касимов. п/х "Менжинский"



    1959г. Павлово на Оке. п/х "Григорий Пирогов"



    1963г. Коломна. п/х "Баку". Списанный



    Остальные фотографии старых окских пароходов у меня на http://scarab1.narod.ru/Unikum/oka/page_01.htm

    Автор: Yury F

  14. 10 пользователей сказали cпасибо scarab за это полезное сообщение:


  15. #9

    Регистрация
    23.04.2011
    Сообщений
    12,986

    По умолчанию

    scarab, спасибо большое и Вам и Yury F !!!
    Люблю смотреть на гладь воды,
    Как будто нет течения,
    Не зарастут мои следы
    К реке, в том нет сомнения. (с)

  16. 1 пользователь сказал cпасибо Irinka за это полезное сообщение:


  17. #10

    По умолчанию

    А где находится "зеленое сердечко",которое сейчас на календаре ?

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •