Тема: Путешествие в Рио-де-ЖИТОМИР или Украина несколько лет спустя

Страница 1 из 3 123 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 21
  1. #1

    По умолчанию Путешествие в Рио-де-ЖИТОМИР или Украина несколько лет спустя

    — Абрам, где ты достал себе такой костюм?
    — В Париже.
    — А это далеко от Житомира?
    — Ну, примерно, две тысячи километров будет.
    — Подумать только, такая глушь, а так хорошо шьют!


    Когда разговор заходит об Украине, мы всё больше слышим о Киеве и Львове, Ялте и Одессе, Карпатах и Днепре, ещё иногда упоминают сады Винницы, золотые поля Полтавщины, а вот этот город всё же остается каким-то тихим и не приметным для обычного туриста. И я решил восполнить этот пробел. Немного познакомить вас с тем городом, где прошла часть моей юности. Рассказать о его достопримечательностях, знаменитостях и о том, о чём стараются не афишировать даже в самом городе.

    Находится Житомир на трассе Киев-Львов, в 130 км от украинской столицы. Говорят, что по Житомиру, проходит негласная граница делящая Украину на её Западную и Восточные части. Когда-то, в советские времена, сюда из Москвы ежедневно ходил скорый поезд, а с «Северной Венецией» и Чёрным морем его связывал маршрут Санкт-Петербург — Одесса. И даже был международный аэропорт! Сейчас всё стало гораздо проще. Поезда из Москвы не ходят, самолёты не летают. Добраться же теперь можно из Киева на маршрутке, благо они отходят по заполнению и практически от ж/д вокзала. Или электричкой, которая ходит 2 раза в день (рано утром и вечером).

    Но прежде чем начать свой рассказ об этом городе, я всё же вернусь в начало. Расскажу о пути на Украину, немного о Киеве и подготовке к Евро 2012.

    ---------- Добавлено в 19:40 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 19:37 ----------

    Планировать отпуск очень легко.
    Начальник говорит вам — когда, жена говорит — где.

    Итак, не смотря на то, что Украина была бывшей республикой СССР, сейчас это отдельное, самостоятельное государство. И чем дальше уходит время, тем всё больше ощущаешь этот разрыв. Поэтому и относиться в подготовке к такой поездке, всё же следует как поездке на запредельную территорию.

    Прежде всего, билеты на поезд.
    Если в России можно воспользоваться заказом билетов на поезда внутригосударственного сообщения через интернет, то на поезда, идущие в Украину, это можно сделать только в одну сторону – в направлении «туда». Обратные билеты можно приобрести только в ж/д кассах. Поэтому и информация о стоимости и наличии мест, на интернет-сайтах по продаже билетов практически отсутствует. При этом следует иметь в виду, что с 2012 года Украина поменяла принцип формирования своих поездов и следовательно продажи билетов. Если у нас количество вагонов в составе, как правило, постоянно, а меняется только % свободных мест (об этом упоминалось на форуме), то в Украине сделали наоборот. Скажем так, есть типовой состав (к примеру — 1 вагон СВ, 2 купейных, 3 плацкартных) в вагоны которого осуществляется продажа билетов. Следующий вагон «цепляется» к составу и поступает в продажу только после того, как будут распроданы места уже в сформированном составе. Поэтому, если вдруг, сегодня в кассе билетов нет, то не означает, что их не будет и завтра. Места могут быть даже в день отъезда.

    Теперь про поезд.
    На Украину ходят как фирменные, так и обычные поезда. После развала СССР, Украине достался не самый новый парк вагонов, поэтому в большинстве составов... как бы сказать помягче... А вот в фирменных поездах, вагоны новые или поступившие с капремонта. Эти после капиталки:




    Я выбрал фирменный поезд №005/006 «Украина». Туда и обратно. Оба состава киевского формирования. Выбрал его потому, что поезд не так рано прибывает в Киев (9 утра местного времени, т.е. в 10 по Москве) и пограничный контроль проходит в 5 (Россия) и 7 утра (Украина) по Москве. Считаю, что подобное расписание, очень удобно для «жаворонков». Сейчас расписание изменили, поэтому время прибытия может быть иным.

    Кому лень вставать «ночью», а вставать рано всё равно придется, поскольку прибытие другим хорошим поездом в Киев приходится на 6:30 (7:30 Москвы), советую присмотреть поезд №001/002 «Столичный экспресс», где погранконтроль осуществляется во время движения под Москвой и Киевом соответственно. Один состав формируется РЖД, второй Украиной. От того чей это состав зависит сервис.

    Еще одна особенность-идея. Для тех, кто едет в Крым. Поскольку билеты в кассах Москвы на южные направления почему-то имеют свойство заканчиваться в день начала продажи буквально через минуту после открытия касс, то можно воспользоваться вариантом, о котором мне поведал попутчик. Покупаете билет до Киева, а уже оттуда стартуете до Крыма. Правда, желательно всё же иметь друзей или родственников в Киеве, чтобы они всё же заранее приобрели вам билет. Кстати, именные билеты приняты в России. В Украине такого нет, но поскольку мы для них иностранцы, при покупке билета всё же потребуется документ, удостоверяющий «усы, лапы, хвост». Второй вариант старта из Киева — маршруткой. Да, да. Маршрутки идут не только по области и ближайшие города, но даже в Харьков, Херсон, Одессу и др. Сколько ехать — это уже другой вопрос. Симферополя в этой поездке в списках не видел, но в прошлый свой приезд, подобный вариант мне попадался на глаза. Да и вообще... автомобильный транспорт в Украине очень сильно развит. Вместе с Икарусами, Пазиками и Львовскими, которые еще бегают, очень много корейцев, Фордов, Мерсов. Я уж не говорю о Богданах различных модификаций.

    Вернусь в вагон.
    Мне достался 10 купейный. Он же был первый от локомотива. Заканчивал состав вагон за № 4. В «пятёрочке» как и в советские времена — туалеты не «био», поэтому закрываются за 30 минут до стоянки. Расчёт за чай-кофе осуществляется как за рубли, так и за гривны; прессы нет, инд.-гигиен средств не наблюдалось. Курс пересчёта на момент поездки был 4р=1гр. Сейчас, после падения рубля не берусь оценить. Вагона-ресторана не было, пиво проводники не предлагали. Хотя если бы спросил... возможно, и нашлось. Обратно ехал – предлагали. Что касается белья, - застелено было только при отправлении поезда из Москвы. А вот в Киеве просто лежали запечатанные пакеты. А дальше ручками, ручками... Кстати, в украинских поездах - курить строго запрещено. Поэтому там все курят мягко и по-доброму.

    Связь. Мегафон. По пути связь была в 99%. Там, на сопредельной территории, оператором выступил «life ».

    ---------- Добавлено в 19:46 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 19:40 ----------

    На паспортном контроле:
    — Nationality?
    — Russian
    — Occupation?
    — No, no, just visiting.


    Паспортный контроль и таможня.
    Люди на работе. Шутить с ними не советуют. При отправлении из Москвы, проводник поезда раздает гражданам РФ миграционные карты. Это листочек типа анкеты, половинку листка забирают украинские погранцы на въезде, оставшуюся часть - они же на выезде. Терять вторую часть не советуют, иначе могут быть проблемы на выезде — по принципу, раз её нет, значит, был незаконный переход границы. Что положительно по сравнению с прошлой поездкой, у наших погранцов появились электронные терминалы. Если они раньше ходили с папками и сверяли списки, то теперь вводят данные в терминал и проверяют, можно ли вам пересекать границу. Пересекать границу можно, как и по паспорту РФ, так и по заграничному паспорту. В последнем ставится отметка о въезде/выезде.
    Таможня ограничивается опросом и общим осмотром. Но! При пересечении границы действуют те же правила, что и при пересечении «настоящей» границы. Т. е. - 1 литр алкогольных напитков (не важно, что это пиво или водка), 200 сигарет и т. д.
    Так же запрещается перемещение (не использование, а именно перемещение через границу) лекарственных средств (напр. сердечных) и т.п. Понятно, что на это не смотрят и не спрашивают (пока не спрашивают), но всё же... Советуют делать так — эти лекарства можно купить по прибытию на место.
    С украинской стороны аналогично — проверка документов, опрос, общий осмотр. Иногда обнюхивание. Собакой.

  2. 12 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


  3. #2
    Аватар для требучет
    Регистрация
    19.07.2011
    Адрес
    г. Москва, САО в получасе езды от СРВ
    Сообщений
    10,210

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от MIXCD Посмотреть сообщение


    На паспортном контроле:
    — Nationality?
    — Russian
    — Occupation?
    — No, no, just visiting.


    Паспортный контроль и таможня.
    Люди на работе. Шутить с ними не советуют. При отправлении из Москвы, проводник поезда раздает гражданам РФ миграционные карты. Это листочек типа анкеты, половинку листка забирают украинские погранцы на въезде, оставшуюся часть - они же на выезде. Терять вторую часть не советуют, иначе могут быть проблемы на выезде — по принципу, раз её нет, значит, был незаконный переход границы. Что положительно по сравнению с прошлой поездкой, у наших погранцов появились электронные терминалы. Если они раньше ходили с папками и сверяли списки, то теперь вводят данные в терминал и проверяют, можно ли вам пересекать границу. Пересекать границу можно, как и по паспорту РФ, так и по заграничному паспорту. В последнем ставится отметка о въезде/выезде.
    Таможня ограничивается опросом и общим осмотром. Но! При пересечении границы действуют те же правила, что и при пересечении «настоящей» границы. Т. е. - 1 литр алкогольных напитков (не важно, что это пиво или водка), 200 сигарет и т. д.
    Так же запрещается перемещение (не использование, а именно перемещение через границу) лекарственных средств (напр. сердечных) и т.п. Понятно, что на это не смотрят и не спрашивают (пока не спрашивают), но всё же... Советуют делать так — эти лекарства можно купить по прибытию на место.
    С украинской стороны аналогично — проверка документов, опрос, общий осмотр. Иногда обнюхивание. Собакой.
    Спасибо за информацию , пригодится как-нибудь (у меня родственники на Украине живут)

  4. #3

    По умолчанию

    — Алло, барышня! Чека срочно! Это ЧК? В городе белые!

    И вот уже показался Днепр, Родина-мать, купола Печёрской лавры. Поезд уже скоро прибудет на станцию, а мои попутчики всё еще продолжают свой разговор — о том, что памятник всё больше и больше крениться, и видимо скоро совсем упадет. Что в Киеве строят не меньше чем в Москве, и всё больше город начинает походить на Нью-Йорк. Что рубли не удалось поменять в вагоне, т. к. «менялу» так ни кто и не видел, и может быть, надо было менять часть денег ещё на Киевском вокзале...

    Тут стоит сказать, что в Украине принято несколько иная, чем в России система расчета курса обмена. Если мы привыкли к виду, например 4 рубля за гривну, 30 рублей за доллар, то там это выглядит примерно так: 1RU=0,241UA
    C непривычки это трудно воспринять - что и сколько получится в итоге, но потом, вы начинаете понимать, насколько это легче и удобнее. К примеру, чтобы поменять 1000 рублей, надо просто умножить 1000 на 0,241. В итоге мы получим 241 гривну. 2000? 241 умножаем на 2 и получаем 482 гривны. 1500? Значит половину (170) и плюс 240, итого 410.

    Пока мы тут считали, поезд плавно «пришвартовался» у перрона Киевского вокзала.

    О чём первым делом думает приезжий? Правильно — где менять деньги. Ну не бегать же по городу с вещами в поисках обменника? А что бы сдать багаж, нужны гривны. Поэтому меняем тут, прямо на вокзале. Окошко обменника находится с левой стороны зала, у выхода в город, если стоять к нему лицом. Если присмотреться, то рядом с окошком есть волшебная железная дверь, ведущая в отделение банка, которому принадлежит данное окошко. Там, в кассе, тоже можно поменять деньги. Очередь при этом раза в два-три меньше, чем у заветного окошка. Конечно, на хороший курс рассчитывать не стоит, но на «услуги» хватит. Чтобы понять сколько, просто приведу пример — на тот момент, официальные данные в инете значилась 0,265; на Киевском вокзале в Москве (если пересчитать 4,15р за 1гривну) =0,241; а на вокзале в Киеве 0,237.

    В моих планах значилась 5-ти километровая пешая прогулка по городу, начинающаяся от вокзала, и далее мимо ботанического сада и метро Университет, через парк Шевченко, к метро пл. Льва Толстого, оттуда к Бессарабскому рынку, по Крещатику, через Владимирский спуск к Речному вокзалу. Ну что такое 5 км, если на Валааме проходим больше? Так думал я.... Но, то ли усталость, то ли поиск выгодного курса обмена и желание быстрее приехать в Житомир, позволило мне осилить только часть пути. Первую часть. Крещатик я оставил на потом, зная, как он выглядит в выходные дни, а на РВ могу съездить и в любой другой свой приезд.

    Поэтому, прежде всего я ринулся сдавать багаж. В отличие от Москвы, чтобы сдать вещи, тут сначала нужно подойти к отдельному окну, где сидящий там человек оценивает взглядом ваше богатство и назовёт сумму, необходимую ему уплатить. Взамен этого он дает квиток, который вы вместе с вещами отдаете кладовщику и получаете жетон. Как правило за единицу багажа, и не важно чемодан это, портфель или пакет(-ик), оценщик, как правило, объявляет сумму в 13 гривен. Вообще, ценообразование в Украине, довольно интересная штука. Это понимаешь когда начинаешь тратить деньги. 13 гр. (буду сразу переводить для удобства восприятия — 50р) стоит чемодан в камере хранения, проезд в 130 км до Житомира обходится в 40 гривен (160руб), жетон метро 0,5 гривны (2 рубля), а литр «95» на заправках Лукойла - 12,50 гр (50 руб). Посещение WC на вокзале - там коммунизм — ничего не стоит, и при этом чистота и порядок.

    И вот я уже на улице и двигаюсь в центр. Сначала мне попадаются зазывалы в маршрутки - Била Цэрква! Била Цэрква! Чуть дальше — Кому до Ривно? Новогърад!
    Что интересно, улица уходящая от вокзала в город поменяла своё название. Если раньше она была улицей Коминтерна, то теперь носит имя Симона Петлюры. )) Вот так...

    Что ещё интересно — милиции практически нет. Они есть только на важных «стратегических» местах. У вокзала пару человек, на Крещатике попалась пара, еще где-то. А больше и нет. К слову сказать, в том же Житомире, милицию и в частности ДАИ (ГАИ) сократили на столько, что на весь областной город осталось всего 4 экипажа.

    Движение машин. Пожалуй, ещё хуже, чем в Питере пару лет назад. Улицы узкие, широких и больших машин стало много, естественно они на светофорах пользуются правом ездить как им удобно. Пробки большие, интервалы работы светофоров малые, из-за чего пешеходы переходят потоки там, где им вздумается. При мне, под удар такси, попал перебегающий дорогу житель жаркой Азии. Слава Богу, обошлось. Так, что московская сноровка в условия Киева помогает, но не сильно.

    Что касается приезжих на заработки. Работников из средней Азии там нет. Ну, может быть есть единицы, и то в Киеве…. Существуют две версии по этому поводу. Одна связана с сильной националистической линией, другая по принципу — а что им тут делать, когда своим рабочих мест не хватает.

    Вообще, Киев, изменился с моего прошлого приезда (лет 5 назад). Если раньше мне он казался городом, направляющейся на европейский уклад жизни, то сейчас отметил резкий поворот в обратную сторону. Если раньше люди улыбались, одевались ярко, чувствовался некий внутренний подъем, открывались различные заведения, фирмы, был заметен средний бизнес, то в этот раз всего этого нет. Люди опять идут хмурые, одеты в темную, серую, не в привлекающую к себе внимание одежду. Бывшие офисы стоят с грязными, немытыми окнами с табличкой «аренда» или в полу разрушенном состоянии. Не знаю с чем это связать. То ли с политикой, то ли ещё с чем... Но жизнь лучше не стала. ИМХО.

    На мой взгляд, Киев не готов был к встрече гостей Евро 2012. Если раньше город достаточно было чуть-чуть подчистить (он и так блистал), то сейчас из всего города более-менее готов только Крещатик. Остальные улицы находятся в удручающем состоянии. Вроде идёшь, попадающиеся на встречу прохожие оставляют приятный шлейф запаха дорого парфюма, создавая некие образ благополучия, и тут же на улицу из подворотни вытекает пахучий ручей разлагающихся в мусорном контейнере отходов. То там, то тут перерытые и заброшенные проезжие части. Киев просто стал каким-то серым, пыльным, грязным, неухоженным.

    Может быть, это и стало одной из причин сокращения гуляния по городу и спешному отъезду в Житомир. Тем более по моим разведданным трасса Киев-Львов, которая должна перемещать болельщиков футбола из Европы и обратно, до сих пор находилась в стадии реконструкции, а значит и время пути может увеличиться с обычных 2 часов до 4-5. Отчасти так и было. На протяжении сотни километров дорогу асфальтировали, расширяли, укрепляли обочины, устанавливали отбойники, пилили и сжигали деревья вдоль трассы, красили мосты, ставили столбы освещения и прокладывали провода, строили развязки, убирали светофоры, наносили разметку. Из-за чего поездка по прямой превращалась в езду между препятствиями.
    До принятия первых гостей на Евро-2012 на момент поездки оставалось гораздо меньше времени, чем отводится на рейс из Москвы в Астрахань и обратно...

  5. 8 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


  6. #4

    По умолчанию

    Шматок Батьківщини

    И вот мы в Житомире.
    История города начинается в глубине столетий. Но, так далеко, куда-то там во II тысячелетие до н. э., мы заглядывать не будем. Всё равно никто точно не знает и не помнит, что там творилось. Поэтому, скажем просто - годом основания Житомира считается 884-й .





    Легенда гласит, что история Житомира начинается в конце IX века, когда один из киевских князей - Вещий Олег, убил князей Аскольда и Дира. Одному из дружинников князей, удалось избежать гибели. Он убежал далеко в леса, на скалистые берега, где река Камянка впадала в Тетерев, и там построил замок, основал город, который и стал носить его имя - Житомир. К сожалению, красивая легенда это всего лишь миф, и не имеет под собой реальной исторической основы. Дружинник с таким именем не встречается ни в одной из известных древнерусских летописей.
    Так же существует версия, что на самом деле не было и двух киевских князей Аскольда и Дира, а всего-навсего один - Аскольдир.

    Другие же легенды, утверждают, что здешние жители издавна торговали хлебом (по укр.- Жито) и жили в мирном согласии. Отсюда и название. Но, более реальная версия, это о том, что слово Житомир означает - выращивающая хлеб, крестьянская община (Мир).

    В реальности историческая судьба Житомира не была такой уж мирной.

    В 945 году вспыхнуло первое антифеодальное восстание, зафиксированное в Ипатьевской летописи. Народ (тогда ещё не народ в современном понятии, а всего лишь древляне) выступил против непомерных поборов киевского князя Игоря и отказались платить ему дань. Во время одного из набегов древлян, дружина Игоря была разгромлена, а сам князь был убит. Жена Игоря, княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам — сожгла их столицу Искоростень и казнила около пяти тысяч мирных жителей. После этого древлянские земли вошли в состав владений киевских князей. Так Житомир стал Киевской Русью.

    В XII веке, когда на Русь участились нападения степняков, возникла необходимость в укреплении города. Тогда появились крепостные стены, валы и подземные ходы. Во время осады в них прятались мирные горожане, хранились сокровища, собственность.


    На этой старой фотографии справа – Замчище, где по XIX век находился деревянный Житомирский замок-крепость – самый большой среди деревянных фортификационных сооружений Правобережной Украины. Тогда он имел 130 метров в длину и 115 метров в ширину, имел вид неправильного шестиугольника с тремя воротами и пятью угловыми башнями. Стены были составлены клетью в три бревна в ширину. В центре этого шестигранника находился дворец старосты, церковь, амбары. Связь с замком осуществлялся через мост, переброшенный надо рвом. Если бы он сохранился до наших дней… был бы одним из интересных памятников древности. Теперь же от него осталось только названия - Замковая гора, одноимённый сквер с памятным камнем, и построенным в 60-х годах на месте замка зданием партийного архива.

    Первое летописное упоминание о Житомире относится к 1240 году, в связи с походом на запад войска Батыя. Сам город был полностью разорен и разрушен, а мирные жители убиты или попали в рабство. А в 1320 году житомирскую крепость захватили литовские князья. В эти же годы участились набеги кочевников.

    За свою историю Житомир еще не раз переходил из рук в руки и был разрушен «...до основания, а затем...» возрождался вновь. Можно много рассказывать о том, как город был то под ордой, то под поляками, то под литовцами, но думаю достаточно будет сказать, что город пережил около 80 нападений в период с 1241 по 1709 годы.

    Во время войны 1648-1654 годов замок был настолько поврежден, что на длительное время потерял своё военное значение. В 1802 г. его остатки сгорели. Официально пепелище было ликвидировано 31 октября 1862 г. В 1890 г. городская дума отдала городище под индивидуальные застройки и замок окончательно исчез.

    Житомир в разное время был местом пребывания выдающихся деятелей. В 1800-х годах сюда неоднократно приезжал Михаил Кутузов. С 1811 года здесь жил Петр Багратион, который командовал Подольской, а затем 2-й Западной армией. Курьером для особых поручений при штабе армии был знаменитый Денис Давыдов. В 1846 году по поручению Временной комиссии по рассмотрению древних актов город посетил Тарас Шевченко. Здесь он собирал народные сказания, песни, тосты...

    Революцию 1917 и последующие года Житомир переживал тяжело. Обычно экскурсоводы упоминают, что в городе власть менялась не однократно, и на этом свой рассказ прекращают.

    Они не обманывают, но и не договаривают до конца. А дело было так… 17 ноября в Житомире в присутствии большого количества горожан и войск гарнизона на главной площади города по инициативе местной думы состоялась торжественная церемония обнародования III Универсала, которым была провозглашена независимость Украины и образование Украинской Народной Республики.

    Позже, в декабре 17-го, отношения между УНР и СОВНАРКОМом России обострились. И 25 января 1918 большевики подошли к Киеву. Центральная Рада Украины приняла решение о своей эвакуации в Житомир, куда и благополучно убыла в ночь на 28 число, и находилась там до 9 марта 1918.
    То есть, в начале 1918 года время Житомир фактически стал официальной столицей Украинской Народной Республики. Тут же, в Житомире, был принят ряд важных законов, в том числе и законы о денежной единице (гривне), о гражданстве, об административно-территориальное деление Украины, на базе которых принят ряд современных законодательных актов.

    В течение 1918-1920 годов Житомир более 15(!) раз переходил из рук украинского войска к большевикам и другим сторонам первой мировой и гражданской войн.

    Великую Отечественную, город встретил 22 июня в половине пятого утра, когда с неба посыпались бомбы. Из выступления Молотова по радио 22 июня 1941 в 12 часов дня:
    «Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление:
    Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...»
    Фашисты ворвались в Житомир 9 июля. После захвата города, начались дни оккупации. Особые части СС и Гестапо бросали военнопленных и мирных граждан в стационарный лагерь смерти, замаскированный под лазарет, где ежедневно погибало около 400 человек. В братских могилах захоронено около 100 тысяч человек.

    Город освобождали дважды. Это официальная информация. Существует версия - трижды. Первый раз это было 12 ноября 1943. Но фашисты не хотели лишиться важного транспортного узла и, подтянув свежие силы, перешли в наступление. После жестоких боев наши войска оставили город. Второй раз - 31 декабря 1943 года. Житомир снова стал советским. Но... немцы народ хитрый. Зная нашего человека, и особенно, его любовь к спиртному, они оставили на железнодорожной станции... два вагона спирта. Все праздновали как победу, так и Новый Год. Подождав, пока подействует знаменитое вещество, гитлеровцы взяли город обратно. И вот только на следующий день, с большими усилиями, город удалось отвоевать окончательно. В тех боях по-настоящему отличился политрук Леонид Ильич Брежнев. За освобождение Житомира будущий генсек получил звезду Героя Советского Союза.


    Современный Житомир это областной город с населением больше 200 тыс. человек. Город был знаменит заводом «Электроизмеритель» выпускавшим в своё время измерительные приборы серии «Ц» (сейчас там выпускают ЖК панели). Это родина первых советских электромузыкальных инструментов «Эстрадин». Гранит, добываемый в округе, массово применялся в отделке знаний, метрополитена Москвы и Санкт-Петербурга и даже использовался при строительстве мавзолея.
    В городе действуют несколько ВУЗов. Осталось также бывшее единственное на весь Советский союз военное училище, которое готовило офицеров военно-космических сил, но сейчас оно имеет другой профиль подготовки специалистов для Украины.

  7. 8 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


  8. #5

    По умолчанию ГОРОД, ЛЮДИ, ТАЙНЫ.

    Часть 1. Город и его достопримечательности.

    Иезуитский монастырь. 1724 г.





    Руины монастыря, построенного в XVIII в. монахами-иезуитами, которых пригласили в город польские магнаты. Самые важные мероприятия проводились свое время именно на территории монастыря. В частности торжества посвященные созданию Волынской губернии, состоявшиеся в Житомире. В 1793 году, как не православный для российской империи, Иезуитский монастырь был снесен. Оставили только кельи монастыря, которые использовали в советское время в качестве тюрьмы вплоть до 1941 года. После войны в них размещался обувной и книжный склад. До наших дней сохранились только руины двухэтажного келийного корпуса. Это самое старое сохранившееся здание в Житомире.


    Костел Св. Иоанна из Дукли. 1838-42 г.


    Построен в 1838-42 гг. как костел Луцко-Житомирской духовной семинарии. При костеле действует Бернардинский монастырь. Служба ведется на трех языках - украинском, русском и польском. Является памятником архитектуры национального значения.


    Почтовая станция. 1846 г.


    Комплекс сооружений почтовой станции XIX в. включает основное здание, гостиничный флигель и конюшню, окружённые оградой. В 1846 г. здесь останавливался Т. Шевченко. Регулярное почтовое сообщение между Санкт-Петербургом, Киевом и Радивиловом начали налаживать после царского указа 1827 г. В 1840-х гг. на трассе между Киевом и Житомиром было построено несколько почтовых станций на расстоянии около 20 км одна от другой (сохранилось несколько из них). Все они построены по типовому проекту, характерной особенностью которого являются стрельчатые окна.


    Михайловский кафедральный собор. 1856 г.


    Построен на средства житомирского купца Михаила Хаботина, который впоследствии был похоронен под алтарной частью церкви. Здесь был крещён известный пианист Святослав Рихтер. До 1927 года Михайловская церковь действовала как храм украинской православной общины, затем была закрыта. В советские времена здесь размещалось общество "Знание"и кукольный театр. Сейчас это действующий храм Украинской православной церкви Киевского патриархата.

    Житомирская областная филармония. 1858 г.


    Здание областной государственной филармонии было построено в 1858 г. как городской театр по инициативе польского драматурга и общественного деятеля Ю. Крашевского, который был и художественным руководителем театра. В то время здание театра считалось одним из лучших в Украине. В те далекие времена, когда филармония еще была театром, она имела практически круглый зал, и поэтому имела хорошую акустику. Слова, произнесенные артистами на сцене шепотом, слышались так, как будто эти слова шептали на ухо зрителю.

    Преображенский собор. 1866-74 гг.


    Свято-Преображенский кафедральный собор считается символом города. Сооружен как главный православный храм Волыни. Выдержан в византийско-русском стиле с характерными чертами древнерусской архитектуры XI-XII веков.

    Особняк Филиппова. 1886-1903 гг.


    Двухэтажный дом в стиле барокко на южной окраине Житомира принадлежал житомирскому нотариусу, адвокату И. Филиппову. Изначально дом 1886 г. постройки был деревянным. Филиппов реконструировал его в 1903 г., превратив в шикарный особняк. Сейчас в здании размещаются сразу 3 государственные организации: управление юстиции, управление культуры и ЗАГС.


    Пожарная башня (Музей пожарной охраны). 1894 г.


    До сих пор действующая, является памятником архитектуры местного значения. В музее представлена история формирования системы пожаротушения и пожарной техники.

    Лютеранская кирха. 1896 г.


    Лютеранская кирха была построена возле комплекса мужской гимназии. Землю под строительство выделила для лютеранской общины вдова немецкого колониста В. Кнаака. На органе в кирхе играл Д. Рихтер, дед знаменитого пианиста С. Рихтера, который родился в Житомире в 1915 г. и жил в небольшом доме рядом с кирхой. В советские времена в здании разместили спортзал. С 1996 г. кирха принадлежит Независимой церкви "Рождества" евангельских христиан-баптистов. Орган восстановить пока не удалось - его заменяет макет.

  9. 7 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


  10. #6

    По умолчанию

    Дом трудолюбия. 1897 г.


    Здание построили в 1897 году за счет средств Житомирского городского комитета попечительства о народной трезвости. Бедняки приходили в Дом трудолюбия добровольно, то есть профессиональных нищих сюда насильно не отправляли. В Доме трудолюбия были мастерские, где подростки могли обучиться какому-либо ремеслу, а взрослые безработные заработать немного денег (от 15 до 30 копеек в день). За выполненную работу деньги выдавались ежедневно. Конечно, труд здесь оплачивался более скромно, чем это было бы на постоянных рабочих местах, где получали в то время порядка 50 копеек в день. Но зато посетители дважды в день получали бесплатно еду, а бездомные ночлег. К их услугам были чайная, детские ясли, народный театр, библиотека. Бюджет Дома трудолюбия складывался из добровольных пожертвований, выручки от продажи производимой продукции, средств, получаемых от благотворительных концертов, лотерей, платы за кружки, а также из дотаций государства.
    В советское время все дома трудолюбия были закрыты «за ненадобностью», а помощь нуждающимся объявлена заботой исключительно государства.


    Водонапорная башня. 1898 г.


    Башня была частью первого централизованного водопровода в Житомире. Небольшая насосная станция в предместье Корбутовка подавала воду из реки Тетерев, а общая длинна городской разводящей сети составляла всего лишь 2,3 км. Общая высота башни — 31 м.
    Во время строительства башня несколько отклонилась от оси, и местные жители назвали ее «пизанской». Подрядчики дали гарантию Городской Управе, что башня простоит не менее чем 5 лет, в 2008 году здание отметило свой 110 летний юбилей.


    Парк им. Гагарина. XIX в.


    Создан в XIX в. известным на Волыни меценатом и исследователем, бароном Де Шодуаром. Парк занимает площадь 36 га, значительная часть его расположена на склонах берегов р. Тетерев. На территории произрастает 80 видов деревьев и кустов, некоторые завезены с разных уголков мира. Перед центральным входом находится красивый каскад из фонтанов и смотровые площадки. Самое живописное место - подвесной пешеходный мост (350 м) через речку Тетерев.



    Замок Терещенко в Денешах. XIX в.


    В 20 км от Житомира по направлению к Чуднову на берегу живописной реки Тетерев раскинулось село Дениши. Знаменито оно тем, что в нем располагалась одна из усадеб промышленника-сахарозаводчика Михаила Ивановича Терещенко.
    Род Терещенков - один из самых известных казацко-мещанских родов в Украине, наибольшая популярность которого пришлась на начало ХХ века. Родоначальником рода является Артем Терещенко, разбогатевший, продавая русскому войску хлеб и корабельный лес во время Крымской войны. Три его сына - Никола, Федор и Семён - приумножили богатства отца и увеличили "бизнес-империю" семьи.
    В начале ХХ века Терещенко владели десятками сахзаводов, и огромными наделами (140 000 десятин земли). Яхта Терещенко «Иоланда» в 1920-е годы была самой большой частной яхтой в мире (127 м). О сахаропромышленнике Терещенко ходит множество легенд. То он засыпал двор усадьбы сахарным песком, когда одна из его дочерей изъявила желание летом прокатиться по снегу на санях, то однажды он выложил пол в своем доме золотыми червонцами. Однако с началом Первой Мировой войны и приходом к власти большевиков, семья потеряла все свои владения в Украине.


    Музей Короленко. 1973


    Литературно-мемориальный музей В. Короленко открыт в доме, где прошли его детские и юношеские годы. Короленко прославился как активный участник народнического движения и автор множества литературных произведений, самые известные из которых: "Лес шумит", "Слепой музыкант", "В дурном обществе", "Судный день", "Без языка", "Дети подземелья".


    Самолет «Жукова». 1981 г.

    Долгое время существовало мнение, что пассажирский самолет Ту-104 c бортовым номером 42387, установленный в парке имени Юрия Гагарина, был личным самолетом министра обороны СССР Георгия Жукова. В конце 80-х даже поговаривали о том, приезжала не то внучка, не то внук маршала, которые хотели забрать дедушкин самолет, чтобы поставить его где-то в своих владениях.
    Однако более поздняя информация о серийном номере этого борта позволила определить, что самолет, установленный в парке, хоть и действительно обслуживал высшие чины МО СССР, всё же принадлежал другому министру - Андрею Гречко.

    В 1980-х годах Ту-104А, выработав свой ресурс, находился на авиабазе в городе Ахтубинске Астраханской области и подлежал списанию. В 1981 году по личной просьбе бывшего тогда первого секретаря Житомирского горкома КПУ Яковенко маршал авиации Скориков подарил этот самолет городу Житомиру. Из Ахтубинска самолет прилетел своим ходом на авиабазу «Озерное» под Житомиром. Кстати, до развала союза, «Озерное» считался основным аэродромом Киева, но так и не принял ни одного рейсового самолёта. А вот «Борисполь» всегда был его запасным, но до сих пор обслуживает гражданские суда. Сразу после новогодних праздников 82 года у «104» сняли крылья и хвостовое оперение, оставив только корпус на колесах. Чтобы корпус самолета смог вписаться в повороты, по пути следования приходилось разбирать ограды и даже столбы, а в некоторых местах снимали даже троллейбусные провода. Потом привезли и смонтировали на месте крылья, хвост и трап.
    Сразу появилась идея разместить в самолете детский кинотеатр. Все были за, и только областная пожарная инспекция - против. Наиболее веская причина – это отсутствие второго эвакуационного выхода. Тогда кто-то посоветовали просто установить еще один трап. Вскоре появился второй трап, и кинотеатр открыли. Но, к сожалению, уже через полгода самолет обокрали. Ночью открыли внизу люки, залезли в кабину и сняли много приборов. Потом в самолете сделали комнату смеха «Королевство кривых зеркал». Но и её закрыли. Теперь этот легендарный самолет простаивает и ржавеет...



    Музей космонавтики. 1987 г.


    Музей космонавтики открыт в Житомире, где в 1907 г. родился будущий основоположник освоения космического пространства. Интерьеры восстановлены по воспоминаниям его матери. В экспозиции "Космос" представлены оригиналы и макеты космических аппаратов, скафандры и прочее снаряжение космонавтов. Одним из ценнейших экспонатов является капсула с почвой Луны, подаренная NASA.

    Гранитный карьер


    Это был карьер, где добывали гранит. Однажды (по слухам местных аборигенов), в пятницу там закончили работу, а когда в понедельник пришли, то вместо техники и оборудования нашли новое озеро. Глубины там где-то около 90 метров. Каждое лето туда ходят купаться местная молодежь, да и на берег съезжаются отдохнуть небольшие компашки. Иногда заглядывают туда и дайверы, но экскаватора под водой пока не нашли. Находили только несколько автомобилей.

  11. 8 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


  12. #7

    По умолчанию

    Часть 2. Люди и знаменитости.

    Город и его императоры.



    Первым из российских государей посетил губернский город Житомир 14 сентября 1816 года император Александр I. Среди сопровождавшей императора свиты из 49 экипажей были граф Алексей Андреевич Аракчеев и генерал-фельдмаршал князь Петр Иванович Волконский. Интересно почитать как к такому неординарному для Житомира событию готовились:

    Мы были заранее уведомлены о дне прiезда государя и о согласiи его быть у дворянства на балу. Все предводители были созваны и сделана была съ величайшею охотою складка по 500 червонцев съ повета на торжество приема и бала.
    В театре, сравняв партеръ и сцену, устроили огромную танцевальную залу; полъ в ложах обпли зеленым сукномъ, а стены белым коленкором съ драпировкой. Ложи первого этажа соединили съ залой, а ложи втораго этажа образовали галерею для музыки. Надъ этой галереей устроены были транспаранты, изображавшiе важнейшiя событiя изъ последней войны, взятие Парижа и т.п.; шли надписи и эмблемы вокругъ всей залы между гирляндами и фестонами. Все драпри были изъ пунцоваго мериноса, и вся мебель – 500 креселъ, - тоже обиты были пунцовымъ мериносомъ. Освещали залу две тысячи свечъ. Транспоранты освещались тысячу масляныхъ лампъ.

    Позади театра, наскоро построили вторую залу; въ ней за одинъ разъ, вокругъ одного стола, триста человекъ могли ужинать. Устроены были два громадныхъ буфета. Въ одномъ поставлено было девятьсотъ различныхъ высокихъ сортовъ винъ, въ другомъ находились: чай, кофе, шеколадъ, варенье, конфекты, плоды и прочее. Мне поручили устройство бала, ужина и буфетовъ, прислуги, музыки и всего необходимаго. Привезли повара Дагеза изъ Дубна, и онъ за 300 червонцевъ обязался приготовить ужинъ для главнаго стола; остальные нанятые повара должны были приготовить холодныя кушанья, долженствовавшiя стоять на боковыхъ столикахъ, помещавшихся вдоль стенъ въ зале для ужина. Князья Любомирскiе, Яблонскiе, графъ Иллинскiй, Стецкiй, Валевскiй и другiе доставили серебро, хрусталь, фарфоръ, все нужное для буфетовъ и кухни. Всем этимъ заняли целый особенный домъ. Къ которому для караула ежедневно наряжали офицера и шестнадцать солдатъ. Чего недоставало брали изъ магазиновъ, особенно изъ магазина Ходоара – 500 паръ великолепныхъ чашекъ, канделябры, бронзу и прочее. Изъ Романова (Иллинскаго) были присланы парижскiя бронзы. Прислуга, мною избранная изъ красивейшихъ людей, состояла из восьми камердинеровъ у каждаго буфета, двадцать у главнаго стола, не считая прочихъ имъ помогавшихъ. Музыку дал Ганскiй, и были еще два оркестра полковыхъ. Сформировали оркестр изъ 80 музыкантовъ подъ дирекцiей славнаго Герке…
    Упомянутый оркестр графа Ганского возглавлял немецкий и украинский скрипач, дирижер и педагог, автор многих скрипичных произведений Август Герке. Граф Вацлав Ганский - это первый муж Эвелины Ганской (будущей жены Оноре де Бальзака). А граф Юзеф Иллинскаий - последний владелец Житомира. В 1797 году российское правительство выкупило у него город.

    Император подъехал прямо к Троицкой казачьей церкви на Замковой горе, оттуда в дом-дворец Волынских губернаторов. После того как губернатор Варфоломей Гижицкий представил Александру I местное дворянство, все отправились на бал в театр.

    От дворца к театру зажжена была иллюминацiя; в одиннадцать часовъ послышался крикъ народа и загремели голоса: vivat Императоръ! Vivat Александръ милосердный!! Экипажъ Императора подъехалъ. Все мущины в зале удалились в боковыя галереи, только дамы все вдругъ встали, а madame Гижицкая и Генрихъ Иллинскi вышли къ нему на встречу и приняли его. Государь былъ въ мундире конныхъ-егерей, без шитья; очень скромно одетый, точно онъ въ эту минуту, отказавшись отъ всех высокихъ отличiй своего сана, хотел быть только наизлюбнейшимъ человекомъ. Онъ ласково кланялся и приветствовалъ всех приближавшихся къ нему. Даже трудно было поверить, что это былъ тотъ самый, увенчанный славою герой, которому принадлежала шестая часть света. Несколько дам было представлено Гижицкою, и Государь открылъ съ нею балъ и потомъ протанцовалъ съ пятнадцатью дамами… По окончанiи каждаго танца Император целовал своей даме руку. Реестр, съ кемъ танцевать, был сотавленъ прежде….Передъ ужиномъ он уехалъ, но свита осталась – Волконскiй, Норовъ и прочiе.

    ***

    Весной 1842 года Житомир посетил император Николай I (Николаем I лично утверждал в 1827 году первый Генеральный план застройки Житомира). После Житомира он собирался посетить Киев.

    Киевский губернатор Дмитрий Бибиков как раз в это время проложил в Киеве новую улицу (нынешний бульвар Шевченко) и обсадил ее с обеих сторон каштанами. Гонец, специально направленный в Житомир к императору, привез обратно известие, что во время его рапорта о приготовлениях в Киеве у восседавшего на лошади монарха появилась гримаса недовольства. Говорят, что в это время Его Величество укусил слепень. А гонцу показалось, что как раз в тот момент, когда речь шла о каштанах. Этого было вполне достаточно, чтобы встревоженный губернатор дал команду, и в ночь накануне приезда царя, все каштаны выкопали и выбросили. Вот такой курьезный факт.

    ***

    В октябре 1858 года Житомир посетил император Александр II. К его приезду для торжественной встречи выстроили огромную деревянную триумфальную арку. Вот так вспоминает Короленко этот факт:

    «...когда мне было пять лет, в Житомир приезжал молодой царь Александр II. ...мне смутно вспоминаются толпы народа, страшный гул человеческих голосов и что-то невидимое, промчавшееся где-то в глубинах этого человеческого моря, после чего народ, точно вдруг обеспамятевший, ринулся к центру города. Все говорили, что это проехал царь…
    Гораздо отчетливее сохранились впечатления вечерней иллюминации. Я помню длинные вереницы огней, протянувшиеся к площади, где над всем высилась огромная арка, пылавшая как костер. Толпы людей передвигались внизу, как черные потоки, а вверху было еще более черное небо. По временам где-то поднимались крики «ура», которые подхватывались, крепли, проносились по улицам вдаль, перекатываясь огромным сплошным гулом.

    У нас был далекий родственник, дядя Петр… После царского проезда он рассказал несколько анекдотов. Мне особенно запомнился один: перед самым царским проездом полиция заметила в боковой улице корову. Когда будочники кинулись на нее, она смертельно испугалась, когда же раздались крики «ура!», то корова пришла в совершенное исступление и бросилась в толпу, раскидывая людей рогами. Таким образом, она будто бы пробила себе путь до пустого пространства, оставленного для проезда царя, и попала туда как раз в то мгновение, когда промчалась царская карета. Корова ринулась прямо за каретой и торжественно прибыла к губернаторскому дому, а за нею два запыхавшиеся, насмерть запуганные подчаска».
    ***

    Император Александр III в первой половине сентября 1894 года "изволил следовать из Спалы в Крым". Он уже был серьезно болен и во время поездки утомился. Поезд остановили на окраине Житомира возле железнодорожного моста через реку Тетерев.

    Его Величество чувствовал себя настолько сильным и крепким, что без посторонней помощи изволил выйти из вагона; Государыня Императрица Мария Феодоровна вышла из вагона, поддерживаемая под руки Наследником Цесаревичем (ныне благополучно царствующим Государем Императором) Николаем Александровичем и Великим Князем Георгием Александровичем. Вся свита тоже вышла из вагонов, но оставалась около последних; Царская-же Семья без провожатых гуляла в роще; Государь Император Александр III остановился на берегу р. Тетерева и сидел там вместе с Государыней Императрицей Марией Феодоровной на камне. Прекрасная погода благоприятствовала прогулке Его Величества. Поезд простоял в этом месте 55 минут…
    ***

    Последний российский император Николай II несколько раз посещал Житомир, где проводил смотр войск местного гарнизона. Об этих его визитах история сохранила очень мало материала. В истории 17-го пехотного Архангелогородского Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича полка, который с 1903 по 1914 год дислоцировался в Житомире, есть такая запись:
    Полк посетил император Николай II. Прошел к Архангелогородскому полку, который успел выстроиться в резервной колонне. Государь здоровался, благодарил за службу.
    В последний раз Николай II прибыл в Житомир во время Первой мировой войны осенью 1916 года, чтобы возглавить парад генералов и офицеров в ознаменование Брусиловского прорыва.
    Последний раз редактировалось MIXCD; 22.06.2012 в 20:50.

  13. 7 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


  14. #8

    По умолчанию


    В Московском Историческом музее выставлены на всеобщий показ документы, которые до недавних пор были засекречены.
    Среди огромного количества рассекреченных архивов, особое внимание к себе привлекает одно письмо написанное сестрой вождя народов - Анной Ульяновой. Это письмо адресовано Йосифу Илларионовичу Сталину. Написано оно в 1932 году.
    В конце письма она пишет буквально следующее:
    Йосиф Илларионович, знаете ли Вы, что наш дед и отец нашей матери был евреем, его звали - Моисей Бланк. Согласно свидельству о крещении он родился в городе Житомире. Семья дедушки жила очень бедно. К двадцати годам он принял христианство, сменил имя на Александр и выехал за пределы черты оседлости, чтобы получить высшее образование. Я прошу Вас предать огласке сведения о еврейских корнях моего брата, чтобы побороть рост антисемитизма.
    Сталин проигнорировал просьбу и приказал Анне Ильиничне Ульяновой молчать о еврейских корнях Ленина и об её письме.

    ***

    В Житомире жила бабушка Владимира Высоцкого - Дебора Евсеевна Бронштейн, в замужестве — Ирина Алексеевна Высоцкая (во втором браке ставшая Дарьей Алексеевной Семененко).

    Ирина Алексеевна с сыном Сеней (отцом Высоцкого)

    ***

    Родившийся в Житомире русский писатель украинско-польского происхождения, общественный деятель, Владимир Короленко, перу которого принадлежит фраза «Человек создан для счастья, как птица для полета», в 1879 по подозрению в связях с народниками был сослан в Вятскую губернию, а позже за отказ присягать Александру III был выслан в Якутию. Большая часть литературных его произведений навеяна впечатлениями о детстве, проведенном в родном городе.

    ***

    Он мог разбиться на самолете, но не разбился. Его могли расстрелять как «врага народа», но не расстреляли. Мог погибнуть в лагере, но не погиб. Должен был утонуть в Тихом океане, но опоздал на корабль, который через пять дней потерпел катастрофу. Этот человек выжил, чтобы, пройдя через тернии, первым вывести человечество к звездам. Его имя — Сергей Павлович Королев. Тоже родом из Житомира.

    ***

    Советский физик-экспериментатор, основоположник ускорительной техники в СССР, директор ОИЯИ в Дубне - Владимир Иосифович Векслер — житомирянин. Помните студентов из «Операции «Ы»: «— В основу работы синхрофазотрона положен принцип ускорения заряженных частиц магнитным полем… пол-лл-ем-мм. Как слышно? Прием?» Синхрофазотрон и есть его «детище».

    ***

    6 июня 1867 года в Париже было совершено покушение на российского императора Александра II. По приглашению Наполеона III он приехал во Францию с государственным визитом. На шестой день своего пребывания в стране около 5 часов пополудни государь в сопровождении детей – великих князей Александра (будущего Александра III) и Владимира – и французского императора в открытой карете возвращался со смотра войск на ипподроме Лоншан. В районе Булонского леса из толпы зевак послышался выстрел. От передозировки пороха двуствольный пистолет разорвало, и пули просвистели мимо цели, ранив только лошадь шталмейстера. Стрелявшего, которому взрывом сильно повредило руку, тут же схватили. Им оказался поляк Антон Березовский, уроженец села под Житомиром, сын обнищавшего шляхтича – учителя музыки – и участник антироссийского восстания 1863 года.
    Антону Березовскому, уроженцу Волынской губернии, было 20 лет. “Я сознаюсь, что выстрелил сегодня в императора во время его возвращения со смотра, - заявил на первом же допросе он. По окончании следствия, которое продолжалось около трех недель, он был объявлен виновным и приговорен к пожизненной каторжной работе. Каторгу отбывал на острове Ну в Новой Каледонии. В 1886 г. каторга была ему заменена на пожизненную ссылку; в 1906 г. был амнистирован правительством Клемансо, но не пожелал возвращаться из Новой Каледонии и продолжал жить в городке Бурай, где и умер десять лет спустя.

    ***

    Сын польского революционера, он служил матросом во Франции, стал капитаном британского флота и, наконец, классиком англоязычной литературы, фильмы «Дуэлянты» Ридли Скотта, «Апокалипсис сегодня» с Мартином Шином, «Секретный агент» в котором играли Боб Хоскинс, Жерар Депардьё и Робин Уильямс сняты по его произведениям — все это он: Джозеф Конрад, известный под таким именем во всем мире житомирянин Юзеф Коженевский.

    ***

    Житомир родина генерала Парижской коммуны - Ярослава Домбровского. За участие в польском мятеже 1863 г. был приговорен к 15-летней каторжной работе, но успел бежать в Париж. Арестованный по обвинению в подделке русских рублей, он был оправдан и в 1870 г., после революции 4 сентября, сформировал польский легион, сражавшийся под начальством Гарибальди. Сам Домбровский был задержан в Париже как прусский шпион и лишь благодаря поручительству Гарибальди получил свободу. При штурме версальскими войсками Парижа, 24 мая, он был смертельно ранен.
    Последний раз редактировалось MIXCD; 22.06.2012 в 20:59.

  15. 6 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


  16. #9

    По умолчанию


    Ян Гамарник, настоящее имя - Яков Пудикович. Родился в интеллигентной еврейской семье. Учился в гимназии, но с 15 лет был вынужден добывать себе средства к существованию. В 17 лет заинтересовался марксизмом. Познакомившись с руководителем большевистского подполья на Украине Косиором, стал членом РСДРП(б).
    С 1929 возглавил чистку политического состава Красной армии от «бывших белых» (было уволено более 400 человек). Для ареста органами НКВД офицеров Красной Армии обязательно требовалось разрешение Ворошилова или Гамарника. Ни один арест не мог пройти мимо него.
    Будучи первым замнаркомом обороны, выступил в защиту Тухачевского, заявив Сталину, что в отношении его совершена ошибка. Застрелился накануне неизбежного ареста, как говорилось в приговоре по делу Тухачевского, «запутавшись в своих связях с антисоветскими элементами и, видимо, боясь разоблачения».

    ***

    Николай Щорс, командовавший 1-й Украинской советской дивизией, которая в ходе стремительного наступления освободила от петлюровцев Житомир, Винницу, Жмеринку, разбил их главные силы в районе Сарны-Ровно-Броды-Проскуров. Находясь в передовых цепях Богунского полка, в бою против поляков около села Белошица Житомирской области Щорс был убит при невыясненных обстоятельствах. Его застрелили в затылок с близкого расстояния. Вероятным исполнителем убийства считается Павел Самуилович Танхиль-Танхилевич. Под Ровно позже был убит щорсовец Тимофей Черняк — командир Новгород-Северского полка. Потом умер Василий Боженко, командир бригады, которого отравили в самом Житомире (по официальной версии, умер от воспаления лёгких).
    Кстати, до 1935 года имя Щорса не было так широко известно, пока вручая Александру Довженко орден Ленина, Сталин предложил художнику создать фильм об «украинском Чапаеве», что и было сделано.

    ***

    Дореволюционный Житомир был городом, куда засылали неугодных власти политических деятелей Российской империи. Одним из них был Григорий Мачтет - российский революционер, писатель и публицист. Мачтет писал и стихи, но практически никогда не печатал их. Только одному из его стихотворений досталась долгая жизнь. Его поэт написал после похорон революционера Павла Чернышова. В 1890-х годах стих стал траурным гимном. Это была одна из самых любимых песен Владимира Ильича Ленина.

    Замучен тяжелой неволей,
    Ты славною смертью почил…
    В борьбе за народное дело
    Ты голову честно сложил…


    ***


    Еще один известный неизвестный житомирянин, по одной из версий ставший причиной отставки министра речного флота Зосимы Шашкова - Вайсман Вениамин Борухович, он же Трахтенберг, он же Рабинович, он же Ослон, он же Зильберштейн, 33 лет, уроженец г. Житомира, арестован в июне 1947 г. Будучи допрошенным, Вайсман показал, что он с 9 лет и до дня ареста занимался мелкими, а затем крупными кражами. На протяжении 24 лет, занимаясь кражами, Вайсман 9 раз водворялся в детские колонии, но оттуда убегал, пять раз был судим на разные сроки содержания в лагерях. В 1944 г. во время последнего из побегов заблудился в лесу и отморозил обе ноги. В те годы правосудие было весьма снисходительным к уголовникам. Подразумевалось, что воры и революционеры вышли из одной бедняцкой среды. Вайсмана с его культями вместо ног попросту отпустили из лагеря домой. Получив первую группу инвалидности и вернувшись на свободу в октябре 1945 года, своей профессиональной деятельностью заниматься уже не мог.

    Однажды крупный советский госслужащий, спеша на работу, толкнул инвалида Вайсмана так, что тот упал, и даже не извинился. После этого Вайсман решил мстить. В этих целях сфабриковал себе наградную книжку дважды Героя Советского Союза, нацепил на пиджак планки с семью орденами и тремя медалями и в таком виде посещал различные министерства Союза ССР, где, добиваясь на прием к министрам и зам. министров, получал от них крупные денежные пособия и промтовары.
    Вайсман начал с Шашкова, у которого аферист умудрился выманить 4300 рублей, два бостоновых отреза, 7 м сатина, мужской костюм, туфли и белье. За Шашковым последовал министр лесной промышленности Салтыков, которого Вайсман «обул» на 2500 рублей, отрез бостона, два пальто под каракуль, два дамских жакета «и другие промтовары». Затем последовали министр пищевой промышленности Зотов и его зам. Быстров, министр химической промышленности Первухин (отличившийся тем, что выдал безногому Вайсману, помимо прочего, «4 пары валенок»), министр мясной и молочной промышленности Кузьминых, министр угольной промышленности западных районов СССР Оник, министр финансов Зверев, министр сельхозмашиностроения Горемыкин, министр промышленности стройматериалов Гвоздарев, секретарь МК ВКП(б) Попов, секретарь ЦК ВКП(б) Патоличев и многие другие.

    Как показал во время следствия Вайсман, он для того, чтобы проникнуть в Министерства, предварительно изучал на месте периферийные предприятия отрасли, узнавал фамилии директоров заводов и комбинатов, собирал от них справки и документы «о своих боевых заслугах», зачастую, при этом, справки писались под диктовку самого Вайсмана и после этого он возвращался в Москву. В Министерствах, предъявляя эти документы и упоминая фамилии директоров предприятий, создавал видимость, что являлся до войны работником системы Министерства. Наиболее характерным в этом отношении является рекомендательное письмо, выданное Вайсману президентом АН СССР академиком Вавиловым и академиком Бардиным. В письме, адресованном директору протезного института, написано: «Гвардии капитан танкового корпуса генерал-полковника Катукова Вайсман В. Б., 1913 г. р., в мае месяце прошлого года при взятии Берлина потерял обе ноги. В. Б. Вайсман больше года пролежал в госпиталях, в основном, в госпитале Центральной группы межсоюзных оккупационных войск в Берлине. В настоящее время В. Б. Вайсман находится в Москве (гостиница «Москва», № 43). Убедительно просим Вас принять В. Б. Вайсмана для личной консультации, положить его в протезный институт и обеспечить его высококачественными протезами по моделям Ефремова. Депутат Верховного Совета СССР академик С. И. Вавилов, депутат Верховного Совета СССР академик Бардин».

    Сталин лично занялся кураторством дела Вайсмана, требуя скорейшей поимки преступника, в связи с чем в Министерства были разосланы соответствующие директивы с описанием примет Вайсмана. Его «взяли» при попытке обмануть министра тяжелой промышленности СССР Александра Ефремова. Был приговорен к 9 годам лишения свободы. После отбытия срока Вайсман пришел в МУР и заявил, что больше не собирается воровать. Обещание свое сдержал. Следователи помогли Вайсману устроиться в Дом инвалидов в Оренбургской области, где он и закончил свою жизнь, попутно посадив руководство Дома за мошенничество.

    ***

    «Мастер и Маргарита». Как не удивительно, но этот герой бессмертного произведения Михаила Булгакова имеет непосредственное отношение к Житомиру.
    В редакции романа 1929 года упоминался памятник “знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933-м году осетриной”. Александр Иванович Житомирский в последствии ставший Иваном Бездомным никто иной как Александр Безыменский, уроженец этого города и известный комсомольский поэт. Псевдоним Безыменский, ставший фамилией, спародирован в псевдониме Бездомный. Александр Ильич Безыменский родился 7 января 1898. В восемнадцатилетнем возрасте вступил в партию большевиков, был непосредственным участником Октябрьских событий в Петрограде, активистом молодежного коммунистического движения и членом ЦК РКСМ первого созыва. Безыменский выступал с резкими нападками на «Дни Турбиных», а его пьеса «Выстрел» пародировала это булгаковское произведение. «Выстрел» был высмеян в эпиграмме Владимира Маяковского, где о нём было сказано достаточно резко: «Уберите от меня этого бородатого комсомольца!..»
    А ещё... легендарный Леонид Утесов в дуэте с своей дочерью Эдит, исполнял самое популярное его произведение, которое знают практически все. Помните?

    Алло, алло, Джеймс, какие вести?
    Давно я дома не была,
    Пятнадцать дней, как я в отъезде,
    Ну, как идут у нас дела?
    Все хорошо, прекрасная маркиза,
    Дела идут и жизнь легка.

    Но это ещё не всё. Его перу принадлежат и эти строчки:

    Вперед, заре навстречу,
    Товарищи в борьбе!
    Штыками и картечью
    Проложим путь себе.

    Смелей вперед, и тверже шаг.
    И выше юношеский стяг!
    Мы - молодая гвардия
    Рабочих и крестьян….

    Вот такой удивительный человек жил в Житомире. Как гласит тайное послание житомирянам на памятнике Лариосику - «Читайте Булгакова!»



    А вообще Житомир - это родина не только конструктора первых космических кораблей и классика русской литературы, но ещё и нобелевского лауреата Герберта Брауна и Алексея Шастного, человека, спасшего Балтийский флот, музыканта впервые в мире продемонстрировавшего технику игры на двухклавиатурном фортепиано Святослава Рихтера и Робин Гуда совесткого кино Богдана Хмельницкого, международного гроссмейстера Иосифа Дорфмана и русского математика Игоря Шафаревича. И ещё многих-многих интересных людей.
    Последний раз редактировалось MIXCD; 22.06.2012 в 21:01.

  17. 5 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


  18. #10

    По умолчанию Часть 3. Тайны и загадки.

    Дети подземелья.

    Подземелья Житомира до сих пор остаются не изученными до конца. Подобные ходы были составной частью замка-крепости. Ученые предполагают, что подземные ходы начали возникать в ХІІ веке и строились до XIV-XVI вв. В таких ходах пряталось мирное население, с помощью них пополнялись продовольственные запасы защитников замка, осуществлялись вылазки. С 1321 года город оказался под властью Литвы. В этот период наряду с расширением замка, было построено множество подземных ходов. Часть из них была выложена камнем и кирпичом. Ходы были прорыты на глубине от трех метров и глубже. В среднем, ширина подземных ходов 110 см. В некоторых ходах стояли лавочки и стойки для факелов.
    И представьте мастерство людей, прорывших эти ходы. Большинство из них прорыты в плавуне, здесь были созданы целые лабиринты, вентиляционные системы, огромные залы высотой до 4-х метров, в каких было все необходимое для жизни – церковь, подземные улицы, хранилища продуктов…

    После того, как замок сгорел и разрушился, подземные ходы потеряли свою стратегическую ценность. И со второй половины XVIII века использовались как хранилище сельскохозяйственных продуктов, а позже вообще превратились в обузу для города, так как при сооружении новых построек, те время от времени проваливались, а в глубине провала были видны каменные своды подземных коридоров…


    В марте 1889 года городская управа выдала указ, который обязывал «всех домовладельцев, в усадьбах коих имеются погреба, проникающие под улицы и площади города, заявить об этом не позже 7-ми дней со дня объявления им о сем в Городскую управу». В указе также указывалось, что собственники, которые не сообщат о подземельях, будут притянуты полицией к ответственности. После этого много мещан принесли в управу сообщения об имеющихся подземельях под их домами, в своих заявлениях они описывали ходы, обложенные камнями и кирпичом. Волынский губернатор после получения этих материалов, 21 апреля этого же года приказал городской власти организовать осмотр подземелий городским архитектором вместе с полицией, для выяснения их опасности, а в случае угрозы добиться их засыпки. Но, к сожалению так и не известно была ли такая проверка или нет – документы об этом не сохранились.

    Интересно то, что в Житомире подземные ходы строились параллельно наземным улицам в три уровня.

    В подземельях полно ловушек. Огромные подвешенные бревна, чертовое колесо – попав в какое человек все время ходит по кругу, трубы – лазы, соединяющие отдельные помещения, уменьшались в диаметре, в них можно было легко застрять, дурман – помещения, заполненные дурманящим воздухом, каменные мешки.

    И, конечно же, подземные ходы использовались как тайники для хранения сокровищ. Некоторые исследователи предполагают, что именно под Житомиром, а не в Киеве следует искать известную библиотеку Ярослава Мудрого, которую тайно вывезли из столицы якобы сюда.

    До нашего времени сохранилось несколько входов. Все известные ходы тщательно замурованы и о точном их расположении знают лишь исследователи, которые занимались их изучением. Но ни одно из учреждений города не располагает полной информацией о ходах.

    Время от времени старые подземелья дают о себе знать:


    Ходят слухи, что в Житомире действует группа кладоискателей, ищущих в подземельях сокровища, монастырскую библиотеку, скрытые архивы КГБ, добро мафии, которые помимо поисков, ещё отпугивают и угрожают исследователям.

  19. 7 пользователей сказали cпасибо MIXCD за это полезное сообщение:


Похожие темы

  1. Ответов: 81
    Последнее сообщение: 02.12.2017, 23:39
  2. Зимнее путешествие
    от Странник в разделе Фото-видеотека
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 10.01.2012, 15:21
  3. Весеннее путешествие на Кубу
    от turist в разделе Фото-видеотека
    Ответов: 19
    Последнее сообщение: 18.11.2011, 20:58
  4. Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно
    от Botsman в разделе Рассказы и отзывы
    Ответов: 16
    Последнее сообщение: 18.10.2011, 22:37
  5. [навигация 2011] "Донская вольница"или путешествие по Волге-матушке на Дон-батюшку
    от Петрович в разделе Репортажи
    Ответов: 153
    Последнее сообщение: 28.08.2011, 15:53

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •