Некоторые мысли о предстоящем круизе.
В мае приближающегося 2012 года состоится знаковое событие — первый в истории круиз по Вятке. Пожалуй, впервые со времени включения ББК в туристические маршруты, география речных путешествий расширится столь существенно. А если вспомнить протяжённость «вводимого участка» (около 700 км), то на реках ЕЧР ничего похожего вспомнить не удастся.
Тем не менее, при бесспорной значимости предстоящего события, заметного влияния на будущее речных круизов оно, по-видимому, не окажет. Объясняется это просто — Вятка гарантированно проходима для туристических теплоходов всего несколько недель в году, во время половодья. И максимум, что можно осуществить в будущем — это несколько майских рейсов, заполнить которые будет непросто из-за удалённости реки от центров речного туризма, и традиционно невысокого спроса на речные круизы в межсезонье. .Эти возможные круизы не смогут привести к возникновению береговой инфраструктуры по приёму туристов, и обречены поэтому на специфический экспедиционный характер.
Значит ли это, что у Вятки нет круизного будущего? И да, и нет. «Просто так», без целенаправленных действий, сделать Вятку круизной рекой не получится — перекаты не дадут. Но малые глубины — препятствие преодолимое. Для такого преодоления нужно либо изменить судоходные условия, либо приспособиться к имеющимся.
Конечно, сооружать каскад шлюзов для привлечения туристов никто не будет, максимум возможного - выставление обстановки для круглосуточного судоходства, и только. А как приспособиться к имеющимся условиям? Только построив флот, который сможет ходить по Вятке при существующих глубинах.
Строительство судов «для Вятки» выглядит ещё фантастичнее, чем регулирование её стока -. в конце концов, изменение судоходных условий может оказаться экономически обоснованным благодаря грузоперевозкам. Так что же, перспектив никаких?
Я так не считаю. Кое-что сделать можно.
Ни для кого не секрет, что в российских реалиях (экономических, природных, социокультурных) строительство нового туристического флота не имеет экономического смысла. Именно поэтому, а не из-за «жадности и рвачества» туроператоров, не строится новый флот.
(Этому утверждению противоречит постройка электрохода ПКС-40 «Сура». Она, кстати, вроде как могла бы ходить по Вятке. Каким образом предполагается окупить вложенные в «Суру» средства, неизвестно — или известно малому числу, но «Сура» - не для Вятки. Не вдаваясь в рассуждения о приспособленности этого необычного электрохода к многодневным круизам, укажу лишь на его недостаточную скорость, делающую гипотетический проход от устья до Кирова нереально долгим.)
Не будем забывать и о такой неудобной особенности Вятки как изолированность — река вливает свои воды в озёрную часть Куйбышевского водохранилища, что делает невозможным выход в него судов класса «Р».
Следовательно, судно для Вятки должно быть и мелкосидящим, и мореходным; скорее всего, оно может получить не винтовой, а колёсный движитель. То есть, «вяткоход» будет существенно отличаться от всего, что ходит по нашим рекам, и, в силу своей специфики, узкий диапазон эффективности.
В общем, строительство «вяткохода» (назовём его «Вяткой») обрастает дополнительными ограничениями и становится ещё менее вероятным, чем сооружение нового флота «вообще». Понятно, что бизнес строить «Вятку» не будет. Но можно построить её за государственные деньги.
Рассуждая «в общем и целом», государство строить круизный флот не должно. Есть, конечно, люди, и их немало, которые так не считают. Переубедить их врядли возможно, и я не хотел бы здесь возвращаться к этому вопросу.
Но это, если посмотреть на проблему под другим углом, верно лишь отчасти. Попробуем ненадолго забыть про дела речные и немного поговорим о региональном туризме в целом.
Туризм — как внутренний, так и въездной — одно из самых перспективных направлений развития регионов, это стало уже общим местом. Вполне естественно, что регионы, на деле заинтересованные в развитии туризма, тратят деньги на развитие инфраструктуры, приводят в порядок здания и территории, рекламируют себя на выставках и в СМИ. В частности, приходится вкладываться в строительство и содержание дорог, а иногда — и в создание мест отдыха и проживания. Если этого не делать, то и на приток туристов расчитывать не стоит. Региональные чиновники это понимают и там, где на деле хотят развивать туризм — делают.
Так вот — постройка круизного судна за счёт региона и для региона — интересная и логичная альтернатива традиционным способам привлечения туристов. Строительство «Вятки» можно было бы осуществить на средства, выделяемые на развитие туризма (конечно, если в бюджете Кировской области вообще есть такая статья расходов), для последующей передачи в управление на специальных условиях какой-либо судоходной компании.
Конечно, здесь важно соблюсти баланс между бесприбыльностью (для судовладельца) эксплуатации «Вятки» и вопросами добросовестной конкуренции на круизном рынке. Ведь отсутствие необходимости вернуть потраченные на строительство средства создаёт компании-оператору необоснованные преимущества. Ибо развитие речных круизов «по Вятке» не должно строиться на оттоке клиентов тех круизных компаний, которые не получили в управление «бесплатный» теплоход.
Иначе говоря, речь идёт о специфическом виде государственно-частного партнёрства, позволяющем организовать речные круизы в некоторых субъектах РФ. А река Вятка — прекрасный полигон для подобного эксперимента, так как её берега, кроме короткого устьевого участка, целиком принадлежат Кировской области.
Предстоящий в мае круиз по Вятке, организованный «Инфофлотом», вполне может стать стартовым этапом реализации такого проекта. Для этого нужно «затянуть» в круиз несколько чиновников из областной администрации, имеющих отношение к туризму и к бюджету, показать им туристический потенциал реки не на презентации в здании администрации, а с борта «Чапаева». Этот «старт», конечно, может ни к чему не привести, как может привести и к успеху конкурентов, если проект осуществится, но с другим оператором. Но мне почему-то кажется, что эти обстоятельства не имеют в глазах руководства «Инфофлота» решающего значения...