Тема: Канал им. Москвы - от строительства до сегодняшних дней

Страница 1 из 32 12311 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 318
  1. #1

    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    МО, Лобня
    Сообщений
    46

    По умолчанию Канал им. Москвы - от строительства до сегодняшних дней

    Очень ответственный момент - начинать такую грандиозную, серьёзную и интересную тему.
    Надеюсь, что здесь соберутся единомышленники и расскажут много интересного о КИМе.
    Последний раз редактировалось kuv; 12.05.2011 в 10:52.

  2. #2
    Аватар для Atlantika
    Регистрация
    09.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    826

    По умолчанию

    Канал имени Москвы — соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м.

    Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Строительство канала Москва-Волга началось в сентябре 1932 года и длилось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитлаг, просуществовавший более пяти лет).

    Как все начиналось

    К началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Рублевский водопровод не мог обеспечить растущие потребности столицы в воде. Река Москва настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас красуется Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн. ведер воды. А население возросло до 3-х млн. человек.

    И вот тогда взоры обратились к далекой от Москвы Волге. Только эта полноводная матушка-река могла спасти растущий город от безводья. Но Волга текла за бугром, севернее Клинско-Дмитровской гряды, высота которой достигала почти шестидесяти метров над уровнем Москвы-реки. Прорыть канал подобной глубины казалось затеей безумной, тем более что расстояние — 128 километров по прямой!

    Откуда же взять такую массу воды? Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку.

    Было предложено несколько вариантов трассы канала. После долгих споров 20 мая 1932 г. Московский горком партии выбрал «Дмитровский» проект, а на следующий день инженерные группы уже обозначали колышками будущую трассу.

    Трасса канала должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой: расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек планирова-лось превратить в непрерывный многокилометровый водяной мост. К нему с двух сторон — от Волги и от Москвы-реки — нужно было поднять водяные лестницы, чтобы по этому пути направить воду и корабли из Волги в Москву-реку.

    Намеченная проектировщиками и утвержденная правительством трасса канала неизбежно пересекала определенное число селений. Часть селений также попадала в зону затопления шести вновь образуемых водохранилищь. Согласно финансовому отчету НКВД переносу подлежал 6261 двор. Примерно было перенесено около 200 сел. Переселения на вновь выделенные территории явились тяжелым стрессом для переселяемых.


    Схема прокладки канала

    Масштабы стройки

    Стройка разворачивалась быстро и решительно. Прошел год с тех пор, когда были вбиты первые колышки на трассе. Где еще недавно изыскатели вспугивали тетеревиные выводки, теперь на всем протяжении будущего канала гремела стройка. На ней работало около 200 экскаваторов — до тех пор ни одно строительство мира не имело такого экскаваторного парка. К трассе канала были подведены железные дороги, поезда которых могли увезти за один раз почти 50 тысяч тонн груза. По новым шоссейным дорогам неслись тысячи грузовиков и мотовозов. Весь фронт работ из конца в конец опутала паутина телефонных и телеграфных проводов. По ночам над стройкой стояло электрическое зарево. Появились и гидромониторы, впервые освоенные здесь инженером Николаем Дмитриевичем Холиным. Насосные системы, сконструированные молодыми специалистами, были построены на Московском заводе «Борец». Для канала работали самые крупные заводы страны.

    На трассе и в карьерах канала вынуто свыше 200 млн. куб. земли, уложено около 7 млн. т бетона. Для обслуживания строительства проложено 700 км железнодорожных путей. Десятки паровозов и сотни железнодорожных платформ отвозили вынутый грунт на низкую пойму Клязьмы, где выросли горы земли, а свалочные пути беспрерывно переносились с места на место. Громадная рабочая армия была занята разгрузкой железнодорожных платформ и перекладкой пути.


    Строительство канала им.Москвы


    Дмитлаг

    Для строительства канала был создан Дмитровлаг — крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД. Создан приказом 889 от 14 сентября 1932 для использования труда заключённых на строительстве канала Москва-Волга им. И. В. Сталина. Дмитлаг занял комплекс зданий Борисоглебского монастыря.

    В сентябре 1933 года в Дмитлаг начали прибывать по этапу заключённые из-под Ленинграда и из Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского ИТЛ и из Сибири. На 1 января 1936 г. численность заключенных Дмитлага возросла до 192 тысяч человек.

    Строительство канала не имело вначале кадров квалифицированных рабочих, необходимых для возведения сложных технических сооружений, оно само подготовило и обучило эти кадры.

    В Дмитрове, в районе стройки, были созданы курсы, подготавливающие специалистов 43 основных специальностей. Так стройка получила: прорабов, младших и старших техников различных специальностей, лаборантов по бетону и грунтам, машинистов и кочегаров для экскаваторов, монтажников, мотористов, шоферов и электросварщиков.

    Заполнение водой



    23 марта 1937 г. последовало решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и канала. В этот день полноводная весенняя Волга сердито несла свои воды через пролеты плотины. Главный Инженер спокойно, будто он это делал каждый день, велел закрыть Волге дорогу на восток. Один за другим опустились тяжелые металлические щиты. И когда медленно и властно опустился последний щит, Волга оказалась запертой. Первый раз за многие тысячелетия ее жизни могучую реку остановили воля и труд человека.

    Через 13 дней главному инженеру доложили: «Московское море полно!» Тогда он отдал приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить на восток излишние волжские воды. Волга была окончательно покорена.

    Так Волга пришла в Москву. Уровень воды у Кремля поднялся почти на 3 м.

    С 1947 канал носит современное название Канала имени Москвы.


    Иваньковское водохранилище ("Московское море")
    31 круиз с 1998 года
    С уважением Андрей.
    Репин Лучший

  3. 4 пользователей сказали cпасибо Atlantika за это полезное сообщение:


  4. #3
    Аватар для Atlantika
    Регистрация
    09.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    826

    По умолчанию

    Сооружения

    Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала.


    Канал им.Москвы около Дмитрова
    Трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохрани-лищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий.

    Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи - все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины.

    По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.





    НКВД заметает следы Дмитлага

    Известно, что при строительстве канала Москва - Волга погибло очень много заключенных, сооружавших канал. Но документально полное число погибших пока никому подтвердить не удалось.

    Календарный учет заключенных вели очень строго, списки были по всем лагерным пунктам, регулярные отчеты оседали в Управлении Дмитлага НКВД.

    На сегодня о судьбе архива Дмитлага известно следующее. Осенью 1941 года при приближении немцев к Москве архив Дмитлага эвакуировали. Управление канала выделило для этого людей и транспорт в виде небольшой баржи с буксировщиком. Для сопровождения архива было назначены два ответственных человека из работников канала Изотов Н.И и Тельпуховский Е.С.. По распоряжению НКВД груз был доставлен в Ульяновск по Волге.

    Но тут произошло совершенно невероятное. Когда ящики с архивными документами с трудом выгрузили на речной причал, чиновник НКВД, встречающий груз, приказал прибывшим разжечь костер и привезенные ящики побросать в него. На вопрос Тельпуховского, отвечающего за доставку груза: "Что это значит, и как я буду отвечать в Дмитрове за сдачу груза?" - ему грубо ответили: - "Не ваше дело!". И ящики были сожжены. Дмитровские или московские чины НКВД не решились сжечь архив на месте, а Ульяновский НКВД либо не захотел организовать хранение прибывшего архива, либо получил команду архив уничтожить. НКВД не хотели огласки материалов Дмитлага в случае попадания архива к немцам, в этот момент они уже были под Москвой в Яхроме.


    По деньгам постройка канала обошлась совсем дешево, благодаря рабочей силе заключенных. Дмитровские историки, оказавшиеся на ранних стадиях ближе к первоисточникам, оценивают количество погибших на канале Москва-Волга строителей в диапазоне 0,7-1,5 млн. человек. Но скорее всего здесь большое преувеличение. Тем не менее, из рассказов очевидцев растрельные списки были очень большие - целые листы формата А, а люди отправлялись на расстрел простой резолюцией под списком "Расстрелять" и всего одной малоразборчивой подписью.

    Имеющие в Государственном архиве РФ 180 дел чисто московского делопроизводства по каналу Москва-Волга не могут пока пролить свет на самую главнуб тайну Дмитлага - сколько же строителей погибло вследствие истощения, болезней и расстрелов.


    Выемка и транспортировка грунта


    Рассказы очевидцев

    • Посещение строй площадки Сталиным 4 июля 1934 году. Это эпизод наблюдал своими глазами Щербаков П.И. Заканчивая осмотр котлована, Сталин вдруг обратил внимание на то, что заключенные работают без обуви, то есть босиком. Хотя было начало лета, погода не была теплой.Сопровождающих свиту руководителей стройки (начальник строительства Л.Коган, начальник Дмитлага С.Фирин и др.) Сталин тут же строго допросил, почему рабочие работают без обуви. Те отвечали не очень определенно: мол, народу пришлость направить на эту стройку много, и на всех обуви не хватило, но недостающая обувь на подходе. Закончил этот разговор очень резко, приказав, чтобы через 2 часа все рабочие были обуты, а в отношении нескольких человек (начальник отдела снабжения, начальника участка и еще кого-то) сказал: "А этих расстрелять!".

    Этих людей тут же схватили и расстреляли здесь же у котлована.



    • Бетонный массив западной башни нижней головы шлюза №3 стал вечно могилой одного из заключенных, работавших на стройплощадке в Яхроме. Этот человек упал в бетонируемый котлован. Подача раствора была уже начата, когда один из заключенных пошатнулся от истощения и упал в бетонируемый котлован для устоя нижней головы. Производитель этих работ (прораб), зная, что по технологической инструкции запрещается прерывать начатое бетонирование, запретил другим работающим поднимать упавшего, то есть приказал продолжать работу. Тело этого человека навсегда осталось замурованным в бетоне устоя шлюза.

    • "Канал начинал строиться с центра. Укладывали широкие толстые доски, по которым на тачках возили вверх землю и высыпали ее на берегу. Заключенных там было, как муравьев в муравейнике. Стояли широкие доски (см 30 шириной) по обе стороны. По одной доске тачки везут вверх и высыпают, а по другой доске, которая 2 м длиной, вниз. Внизу лопатами в эти тачки насыпают, и без конца круг идет. И такие вещи стоят через каждые 5-6 м, т.е. расстояние между этими «дорогами». И так без конца. Ходили они быстро: вверх чуть не бегом, вниз тем более."



    Ценой многих жизней, досталась эта стройка. История его создания вызывает чувство восхищения и преклонения перед людьми, претворившими в жизнь этот грандиозный комплекс сооружений.

    В память о строителях канала, на берегу Канала имени Москвы при подходе к шлюзу №4 возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших, по проекту художника Петра Стронского, первый камень которой был торжественно заложен 5-го июля 2007 года, в день открытия музея.
    31 круиз с 1998 года
    С уважением Андрей.
    Репин Лучший

  5. 1 пользователь сказал cпасибо Atlantika за это полезное сообщение:


  6. #4

    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    МО, Лобня
    Сообщений
    46

    По умолчанию

    Все, что есть у меня о КИМе. Сканы не все мои, есть и найденные в интернете, и подаренные конкретными людьми.


    Книги, обязательные для всех

    Первая книга о КИМе, предназначенная для внелагерного распространения. Множество фотографий и цифр. Выпущена под редакцией ещё самого Семёна Фирина.
    Канал Москва-Волга. Справочные данные. Под ред. С.Фирина, НКВД СССР, Дмитров, 1936г., 174стр, иллюстрации, твёрдый переплёт. Тир. 10000

    Хорошо иллюстрированная книга об архитектуре канала
    "Архитектура канала Москва-Волга" Под ред. И.Г.Сушкевича, худ. И.Ф.Рерберг. Издательство всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1939, 154 стр, А4. Нет листа со стр.121-122 Твердый переплет, 156 стр. Тираж: 10000 экз. Формат: 62x94/8

    Подробное техническое описание КИМа. Но читается легко и напоминает научно-популярную литературу. Огромное количество интересных фактов и подробностей о канале.
    Канал Москва-Волга. 1932-1937. Технический отчёт. Ленинград, Стройиздат, 1940, тир.3000

    Полезные книги

    Фактически "выжимки" из Технического отчёта. Написана одним из составителей Технического отчёта, в будущем известным строителем.
    Комаровский Н.А. Канал Москва-Волга. Серия: Советские каналы. М. ОГИЗ - Трансиздат. 1937г. 88 с. Твердый переплет, Увеличеный формат. Тираж 2000

    Фактически часть книги "Архитектура канала Москва-Волга" Под ред. И.Г.Сушкевича
    Михайлов А.И. "Архитектура канала Москва-Волга". Москва. 1939 г. Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры. 68 стр. с многочисленными иллюстрациями в тексте.

    Описание трёх речных вокзалов (Химкинского, Московского и Калининского), сделанное автором Московского (Южного) речного вокзала
    Хигер, Р.Я. Архитектора речных вокзалов. 1940 г. М. Государственное Архитектурное Издательство Академии Архитектуры СССР. 56 с.: ил. (Новые сооружения советской архитектуры / Под общей редакцией И.Н. Магидина; Выпуск 4). 21,3 х 16,5 см. Тираж 3000 экз

    Постановление о награждении орденами работников КИМа 1937 (поимённый список)

    Брошюра "Строителю канала. Канал Москва-Волга" издания НКВД СССР

    Современные исследователи истории канала

    Николай Алексеевич Федоров "Была ли тачка у министра?.. : Очерки о строителях канала Москва-Волга" 219,[3] с. ил. 21 см Дмитров СПАС 1997

    Валентин Сергеевич Барковский "Тайны Москва-Волгостроя", М., 2007

    Сергей Гор. Канал 1937-2007

    Путеводители

    Канал Москва-Волга. Путеводитель. Под редакцией Льва Кассиля. М.: Водный транспорт. 1938г. 215с. Бумажный переплет, Уменьшенный формат. Тираж 20000.

    Канал Москва-Волга. Путеводитель. Под редакцией Льва Кассиля. М.: Речиздат. 1940г. 142с. Вклейка с картой канала. Бумажный переплет, Уменьшенный формат. Тираж 5000.

    По каналу имени Москвы. Путеводитель. Под ред. Соботович И. Д., Соботович Е. П., М., Водный транспорт, 1959. 86 стр, 2 вклейки, суперобложка, уменьшенный формат. Тир.10000.

    Феденко И. И. Канал имени Москвы. М. Московский рабочий. 1955г. 112с., с илл. мягкий переплет, уменьшенный формат.

    Пасхин Б.С. На теплоходе по каналу имени Москвы. Москва, Московский Рабочий, 1957, 72 стр., тир.10000

    Пропаганда

    Москва-порт. Очерки. А.Расстанов. КВО Дмитлага, 1937, тир.3000

    Лопатин П.И. Москва - Волга. М. - Л. Детиздат. 1939г. 80 с. + 2 цветные вклейки. Множество фотографий. Твердый переплет. Тир.25000

    Лопатин П.И. Волга идёт в Москву. Москва, Московский рабочий, 1938, 218 стр., тир.10000. Множество фотографий. Твердый переплет.

    Публикации в журналах

    Журнал 'Архитектура СССР' 1936 №05 Архитектура канала Волга-Москва

    Журнал 'Советское фото' 1937 №09 Коллектив фотографов на канае Москва-Волга

    Журнал 'Наука и техника' 1937 №05 март (603) Канал Москва-Волга

    Журнал 'Строительство Москвы'1936 №07 Архитектура канала Москва-Волга

    Журнал 'Строительство Москвы'1936 №09 Критические заметки об архитектуре канала Москва-Волга

    Журнал 'Строительство Москвы'1936 №09 Временный речной вокзал

    Журналы о КИМе

    Журнал 'Москваволгострой' 1935 №03 (9)

    Журнал 'Москваволгострой' 1935 №06 (12)

    Журнал 'Москваволгострой' 1935 №09 (15)

    Журнал 'Москваволгострой' 1935 №09 (15) - отсканирован отдельными страницами

    Журнал 'Москваволгострой' 1937 №01-02

    Журнал 'Техника-молодёжи' 1936 №11-12 - сдвоенный выпуск полностью посвящёный КИМу

    Разное о КИМе

    Плакат "Канал Москва-Волга", 1938 год

    Канал имени Москвы. Географическая карта, 1954 год

    Полёт от Речного вокзала до Хлебниково - видео (имитация при помощи Google Earth)

    Канал им. Москвы. Рекламный буклет, 1962 год

    Разное не о КИМе

    Давидовский Л. Волго-Донское соединение. Серия: Советские каналы. М. ОГИЗ - Трансиздат. 1937г. 88 с. Твердый переплет, Увеличеный формат. Тираж 1500

    Карта Волго-Донского канала

    Яковлев А.С. Большая Волга. ОГИЗ Молодая гвардия, Москва, 1933, тир.10000

    Открытки

    Набор открыток "Канал Москва Волга 1932-1937" - https://picasaweb.google.com/igorkuv/19321937
    Набор открыток 'Канал имени Москвы'. Изогиз, 1956 - https://picasaweb.google.com/igorkuv/1956
    Канал имени Москвы - открытки - https://picasaweb.google.com/igorkuv/shGEVE - регулярно пополняется!

    Фотографии

    Строительство СРВ - http://fotki.yandex.ru/users/ig-kuv/album/147163/
    Разные старые фото КИМа - http://fotki.yandex.ru/users/ig-kuv/album/146188/
    Фото из календаря ФГУП КИМ 70 лет - http://fotki.yandex.ru/users/ig-kuv/album/146039/
    Несортированное - http://fotki.yandex.ru/users/ig-kuv/album/146040/

  7. 6 пользователей сказали cпасибо kuv за это полезное сообщение:


  8. #5

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Atlantika Посмотреть сообщение

    Иваньковское водохранилище ("Московское море")
    Это не Иваньково. Это на самом канале. В районе "Солнечной поляны" (Аксаково)
    Где то тут.
    http://www.ershovmarine.com/maps-riv...ic/p2-11-2.htm
    Но только с другого ракурса, чем выложена карта.

    ---------- Добавлено в 14:18 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 14:11 ----------

    kuv, Игорь огромное спасибо!!!
    По мере возможности будем дополнять эту интересную тему!!!

    Большинство теплоходов начинают свои круизы от СРВ и им предстоит пройти весь канал, так что такая информация и о строительстве, и об архитектуре, да и о самих строителях-каналоармейцах будет интересна любопытствующим туристам.

  9. 1 пользователь сказал cпасибо Irinka за это полезное сообщение:


  10. #6
    Аватар для Atlantika
    Регистрация
    09.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    826

    По умолчанию


    Канал имени Москвы. Речной вокзал в Химках. Пристань. А.М. Рухлядев. 1937


    Канал имени Москвы. Речной вокзал в Химках. А.М. Рухлядев. 1937


    Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 3. В.Я. Мовчан. 1937


    Канал имени Москвы. Карамышевская плотина. А.М. Рухлядев. 1937


    Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 2. В.М. Лисицын. 1937


    Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 5. Б.Д. Савицкий, Ю.А. Кун. 1937


    Тоннель-проезд под каналом имени Москвы у шлюза № 8. В.Ф. Кринский. 1937


    Канал имени Москвы. Заградительные ворота у Большой Волги. И.К. Белдовский. 1937


    Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 9. А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский. 1937[COLOR="Silver"]

    ---------- Добавлено в 18:25 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 18:16 ----------

    Водохранилища Канала им. Москвы

    Водохранилища – Иваньковское, Химкинское, Клязьминское (Пироговское), Пяловское, Учинское, Пестовское, Икшинское, Яхромское, - построенные на базе подпора рек Волги, Икши, Вязи, Кокотки, Учи, Яхромы, Клязьмы, представляют единую связанную каналом водную систему. Особняком от нее стоят отделенные плотиной Учинское и Яхромское водохранилища.

    Иваньковское водохранилище

    Московским морем чаще всего называют Иваньковское водохранилище, образованное подпором реки Волги плотиной ГЭС у деревни Иваньково Калининской (Тверской) области. Заполнение водохранилища началось 23 марта 1937 года.

    Иваньковское водохранилище является головным сооружением канала имени Москвы и источником его питания. Около 30% стока воды поступает в канал, а 70% - в Угличское водохранилище. Площадь водохранилища составляет 32700 га. Разлив по пойме Волги простирается на 80 км (до устья реки Шоши), а по реке Шоше - на 30 км. Наибольшая его ширина - 12 км.

    По форме водохранилище разделяется на три плеса: Волжский - от Твери до города Конаково, Шошинский - образованный разливом подпруженной реки Шоши (правого притока Волги), от города Тургиново до устья этой реки, Иваньковский - от города Конаково до Иваньковской плотины.

    На просторах Московского моря насчитывается 291 остров, из них 8 имеют площадь от 150 до 750 га. Большая часть островов заболочена и поросла лесом.

    Длина береговой линии водохранилища составляет 520 км. Оно является самым большим водоемом вблизи столицы. Сами берега Московского моря отлогие, низменные, с преобладанием галечных, глинистых, илистых и торфяных почв, поросшие лесом, в основном хвойным. На водосборе почвы подзолистые и болотные, растительность представлена смешанным и хвойным лесом, луговыми и болотными травами, сфагновыми мхами.

    Ложе водохранилища волнистое. Средняя глубина 3-4 м, максимальная в русле у плотины-19 м. Период вскрытия водохранилища - 16 апреля, замерзания - 16 ноября.

    Вода Иваньковского водохранилища мягкая и бедна минеральными веществами, с большим количеством растворенных органических веществ растительного происхождения, что придает воде желто-бурую окраску. Уровень воды с мая по декабрь постоянный, а за зиму снижается на 5,5 м. К концу зимы остается не более одной четверти начальной площади водохранилища.

    Водохранилище наполняется главным образом в весенний период при прохождении паводка.

    Излишняя вода, сбрасываемая в нижний бьеф Иваньковской плотины, используется также на гидростанции для получения гидроэнергии.


    На восточной оконечности водохранилища у входа в аванпорт волжского 1-го шлюза возвышается гранитная статуя В. И. Ленина (скульптор С. Д. Меркуров). Напротив неё раньше стоял и не менее величественная фигура И.В. Сталина. В шестидесятых годах по распоряжению Н.С. Хрущёва памятник был взорван, сохранилась лишь бетонная площадка, окружавшая постамент. Сохранившаяся фигура В.И. Ленина является одним из самых больших его изображений в мире.

    Клязьминское водохранилище

    Клязьминское водохранилище - рекообразного типа. Длина его 25 км, ширина 1 км. Площадь 1584 га. Разлив по пойме невелик. Через весь водоем проходит русло реки Клязьмы. Правый берег его крутой, левый отлогий. По берегам сосновые и смешанные леса, кустарник. Средняя глубина водохранилища 6 м, наибольшая - 18 м. Грунты песчаные, суглинистые, заиленные. Дно сильно закоряжено.

    Пироговское водохранилище

    Так называют часть Клязьминского водохранилища, от плотины и до канала имени Москвы протяжённостью около 10 км и шириной местами более километра. Глубина у плотины 18 м, у деревни Сорокино и насосной станции до 20 м, по руслу реки Клязьмы – 11 м.

    Водохранилище имеет несколько заливов: у плотины, у пансионата, разветвляющийся на два рукава, у деревни Терпигорево, у западной стороны пансионата, западнее деревни Сорокино у кладбища, у бухты Радости и последний - западнее насосной станции, против здания спецпансионата.

    Пяловское водохранилище

    Пяловское водохранилище образовано на реке Уче. По берегам его расположены деревни Аксаково, Юрьево, Витенево, Пруссы, Никульское, Степаньково, пристани Аксаково, Солнечная Поляна. Длина водохранилища от деревни Аксаково до Пяловской плотины 7 км, длина по каналу - 3,6 км. Максимальная ширина достигает 0,7 км. Площадь 627 га.

    Северный берег Пяловского водоема низкий, пологий, большей частью лесистый, вдоль плотины - заболоченный, поросший камышом. Южный берег пологий, лесистый, только у деревни Пруссы он становится крутым и безлесным.

    Средняя глубина водоема около 4 м, максимальная - 12 м. Дно водохранилища суглинистое, местами песчаное, заиленое.

    Пестовское водохранилище

    Пестовское водохранилище образовалось при сооружении канала имени Москвы. Плотина, построенная на реке Вязь, затопила ее пойму и притоки рек Черной и Кокотки. Образовавшийся водоем соединили с Учинским водохранилищем судоходным каналом, протяжением 3 км. Начинается он от деревни Пестово.

    Длина водохранилища 7 км, ширина от деревни Подольниха до Хвойного Бора - 1,2 км. Площадь 1136 га.

    Основной плес Пестовского водоема проходит от плотины в северо-западном направлении, вначале по реке Вязь, затем от канала по пойме реки Черная и тянется до судоходного шлюза, расположенного недалеко от станции Трудовая Савеловской железной дороги. По середине плеса проходит главный фарватер, по которому движется водный транспорт с Волги в Москву и обратно.

    От канала на северо-восток уходят два судоходных залива. Один по пойме реки Вязь до деревни Тишково - Тишковский, а второй по руслу Кокотки, на западном берегу которой находится деревня Михалево,- Михалевский залив. По середине их проходит фарватер для движения местного водного транспорта, с пристанями у деревень Тишково и Михалево.

    Ближе к северному берегу водоема, против канала, возвышаются два лесных острова, а на противоположной стороне раскинулась бухта Большая заводь. Вблизи плотины на южном берегу стоит дом отдыха.

    Северо-западнее канала, в 2,5 км, расположились деревни Румянцеве и Подольниха, а севернее ее, на другом берегу, деревня Долгиниха. За островами по северному берегу тянется большой лесной массив - Хвойный бор. Здесь москвичи любят собирать ягоды и грибы, которые в этих местах в изобилии.

    От деревни Драчево до деревень Румянцево и Канаиха берег низкий, заболоченный, поросший камышом, от Румянцево до плотины - низкий, незаросший. Берег водохранилища у впадающих в него рек Вязи и Кокотки высокий, обрывистый, песчаный.

    Рельеф дна и глубины водоема разнообразны. В руслах рек они достигают 10-12 м, на плесах не превышают 5-7 м, а прибрежная часть совсем мелководная. Грунты в водохранилище торфянистые, песчаные и суглинистые, заиленные. Основная часть ложа сильно закоряжена.

    Уровень воды во все времена года изменяется незначительно, что благоприятно сказывается на жизни самых разнообразных рыб.

    Учинское водохранилище

    В стороне от судового хода, восточнее Пяловского водохранилища, отделенное от него земляной плотиной, в долине Учи широко разлилось Учинское, или Акуловское, водохранилище, самое обширное в системе канала - его площадь - 20 кв. км и емкость - около 140 млн. куб. м.

    Его северо-западный рукав такой же плотиной отделен от Пестовского водохранилища, лежащего далее на трассе канала. Пяловская и Пестовская плотины оборудованы фильтрующими сооружениями, благодаря которым в Учинское отстойное водохранилище поступает вода, очищенная от загрязнения. У Пяловской плотины, несколько западнее города Пушкино, берет начало большой водопровод, по которому волжская вода поступает в водопроводную сеть Москвы. Учинское водохранилище является водоохранной зоной.

    В районе города Пушкино находятся также две небольшие гидроэлектростанции, использующие падение избыточной волжской воды, сбрасываемой в русло Учи.
    31 круиз с 1998 года
    С уважением Андрей.
    Репин Лучший

  11. 3 пользователей сказали cпасибо Atlantika за это полезное сообщение:


  12. #7
    Аватар для Atlantika
    Регистрация
    09.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    826

    По умолчанию

    Процесс прохождения шлюзов - шлюзование (некоторые называют его шлюзовка) не сложен, достаточно знать несколько особенностей и порядок действий изложенный ниже.
    Уже шестой год право шлюзования в системе канала им.Москвы требует наличия так называемого "Шлюзового договора". При отсутствии такового шлюзование будет невозможно.

    Для заключения шлюзового договора для прохода через шлюзы канала имени Москвы необходимо обратиться в ФГУП "Канал имени Москвы" расположенного по адресу: 125362 Москва, ул. Водников, 1.

    Там необходимо обратиться в Группу договоров, расположенную на первом этаже, ком. 13.
    Приемные дни вторник, четверг с 9-00 до 17-00, обед с 12-30 до 13-30., телефон для справок 491-90-15

    Ранее, для маломерных судов с мощностью двигателя до 75 л.с. договор оформлялся бесплатно, вся процедура занимала полчаса. С 2005 года шлюзование маломерных судов в Канале стало платным. С лодок длиной до 10 метров взимается 2500 руб., а более 10 метров - 5000 руб. Плата ежегодная, т.е. дает право шлюзования в течение всего сезона без ограничения количества шлюзовок. Заплатить деньги непосредственно в Управлении КиМа невозможно. Сначала придется приехать туда за квитанцией, затем пойти оплатить ее в Сбербанке, а уже потом возвращаться за договором. Помимо квитанции имейте с собой судовой билет и паспорт. Не удивляйтесь названию договора "Договор о навигационном обслуживании". Шлюзование, как утверждают сотрудники управления Канала, по-прежнему бесплатное, а деньги взимаются за некие дополнительные услуги для нашей же с вами пользы... Если вы собираетесь попасть на Волгу, то нужно помнить следующее:

    Прохождение шлюзов с шестого по первый лучше начинать утром, так как скорость движения вашего судна будет определятся так называемой шлюзовой программой. Это означает, что если ваш катер или яхта начнут шлюзоваться в шестом шлюзе в например в семь часов, то в шлюз номер один вы попадете не ранее семи часов вечера. Это время - 12 часов увязано с разрешенной для больших судов скоростью движения по каналу. Вы, конечно, можете начать шлюзование и позже. Однако в этом случае вам придется позаботится о ночлеге в канале, так как ночью маломерные суда не шлюзуют. Мест, удобных для ночевки в канале немного, а вставать на якорь в узкости канала на ночь просто опасно.

    Самое лучшее, это накануне вечером записаться у диспетчера движения на программу шлюзования на утро следующего дня. Сделать это можно по радиосвязи, встав на ночевку вблизи шлюза №6 ( в двух километрах от него, справа в водохранилище впадает небольшая речушка) или по телефону, который можно узнать при заключении договора. При этом надо сообщить название судна ( при этом нужно избегать безличных названий как-то "мотолодка", "яхта"), так как и мотолодок и яхт может шлюзоваться сразу несколько, номер шлюзового договора и направление шлюзования (вверх или вниз.) К Дубне - это вниз. Можно также сказать название города или водоема от которого вы подходите к шлюзу (например - иду от Москвы, иду с Рыбинского водохранилища и т.д).

    Наличие на вашем катере или яхте радиостанции судового диапазона сильно облегчит процедуру шлюзования. Особенно это касается Рыбинского шлюза. Пришвартоваться, чтобы высадить члена экипажа для общения с диспетчером, там практически негде. Если же у вас её все-таки нет, попробуйте использовать средства связи больших или маломерных судов, с которыми вы собираетесь пройти шлюз. При удачном раскладе вам в дальнейшем практически уже не придется договариваться с диспетчером в каждом шлюзе, так как вы их будете проходить их каждый раз в установленном порядке. Разумеется, все сказанное относится только к шлюзам от шестого до первого.

    Ни в коем случае не нужно пытаться прорваться в шлюз без разрешения и использовать для этого, например высокую корму какого-нибудь сухогруза.

    Мало того, что вы подвергните себя при этом опасности (попадете в непроглядываюмую капитаном судна зону и можете быть раздавлены при маневре), но, и при этом, даже при наличии шлюзового договора, просто лишитесь права прохождения канала на весь сезон или, по крайней мере, до пересдачи правил в ГИМСе.

    Методика прохождения системы шлюзов от Химок до Оки мало отличается от вышеописанной, только вниз по Москва реке судов ходит значительно меньше, а многие из них могут идти вообще только до Южного порта и наличие радиосвязи у вас в этом случае еще более актуально. Рекомендуем также посмотреть Правила по пропуску маломерных судов через шлюзы канала имени Москвы
    31 круиз с 1998 года
    С уважением Андрей.
    Репин Лучший

  13. #8

  14. 2 пользователей сказали cпасибо Александр Литвинов за это полезное сообщение:


  15. #9

    По умолчанию

    Добавлю сюда, т.к. СРВ имеет непосредственное отношение к каналу.
    Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.05.2009 № 515-р «О передаче в хозяйственное ведение ФГУП «Канал имени Москвы» гидротехнических, причальных и портовых сооружений, расположенных в городе Москве» здание Северного речного вокзала передано в хозяйственное ведение ФГУП «Канал имени Москвы». ФГУП «Канал им.Москвы» заключило Охранное обязательство с Департаментом по культурному наследию города Москвы, определены сроки и перечень необходимых работ. Завершение работ по реконструкции здания планируется в IV квартале 2012 г. В декабре 2010 года разработан проект противоаварийных работ. После получения разрешительной документации и соответствующего финансирования ФГУП «Канал им.Москвы» готов к проведению ремонтно-реставрационных работ.

  16. #10

    Регистрация
    13.05.2011
    Адрес
    Москва, молодая
    Сообщений
    21,771

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Irinka Посмотреть сообщение
    Добавлю сюда, т.к. СРВ имеет непосредственное отношение к каналу...
    Но верю я в IV квартал 2012 г. Полсрока уже прошло, а воз (вокзал) и ныне там. Там хоть какие работы начались?

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •