Тема: Макарьев на Унже

Показано с 1 по 2 из 2
  1. #1
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,592

    По умолчанию Макарьев на Унже

    Макарьев – один из самых живописных исторических городов Костромской области. Он обязан своим названием преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому.
    До 1439 года на том месте, где теперь город, была пустошь, покрытая непроходимым лесом. Обитель, основанная здесь монахом Макарием, была первым поселением в этой стороне.
    Благодаря широкой известности преподобного Макария сюда началось паломничество верующих. Наиболее быстрое развитие монастырь получил после посещения его первым царём из династии бояр Романовых Михаилом Фёдоровичем в 1619 году.
    После административной реформы 1775 г. Макарьев становится центром провинции, а в 1778 г. Указом Екатерины II получает статус города. В 1779 г. учреждается его герб. В верхней части геральдического щита изображена галерная корма с тремя фонарями и опущенными лестницами – свидетельство вхождения города в Костромскую губернию. В нижней части два золотых колокола на голубом фоне – напоминание об истории города, возникшего из подмонастырской слободы.
    Много бед угрожало Макарьевскому краю. Несколько раз крестьяне отражали набеги татаро-монголов; принимали активное участие в формировании народного ополчения Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Макарьевцы приняли непосредственное участие в борьбе против наполеоновских армий.
    Серьёзным испытанием были суровые годы Великой Отечественной войны. Около семи тысяч макарьевцев встали на защиту Отечества, более тысячи из них были награждены орденами и медалями. Смирнов Ю.В., Володин А.Ф., Смирнов Н.А. получили звание Героя Советского Союза, Скучалов А.В. стал кавалером трёх орденов Славы.
    С Макарьевым связаны имена таких знаменитых людей как
    Фёдор Григорьевич Волков – основатель русского театра; имел на территории Макарьева серный завод, доставшийся ему в наследство от отчима Ярославского купца Полушкина.
    В 1882 г. Макарьев посетил князь Павел Петрович Вяземский.
    В 1888 г. Несколько дней в городе жил известный русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин, который отобрал и увёз в ростовский музей церковных древностей несколько икон и других церковных атрибутов из Макариево-Унженского монастыря.
    В 1896 г. в Макарьеве останавливался русский писатель Короленко В.Г., который впоследствии описал достопримечательности города в путевых заметках, назвав Макарьев «чисто русским городом».
    Дмитрий Фёдорович Устинов – Маршал Советского Союза, министр обороны СССР; он жил в Макарьеве в 1923-1926 гг.
    Семи макарьевцам присвоено звание «Почётный гражданин города Макарьева»: Слащёв А.С., Клепиков Э.М., Горбунов А.Ф., Батов О.М., Романова Н.И., Исанин М.М., Петрушин Б.П., Фролов Ю.М.
    В настоящее время Макарьев – это тихий провинциальный городок. На сегодняшний день в городе насчитывается 55 улиц и переулков, самая длинная улица – Юрьевецкая, самая короткая – Новосёлов.
    В Макарьеве много исторических памятников: ансамбль Макариево-Унженского монастыря XVII-XVIII вв., Христорождественнская церковь XVIII века, Храм Александра Невского 1906 г. и др.
    Город сохранил самобытный облик, заимствованный у города Костромы, так называемый «звёздный план», когда со всех направлений улицы сходятся к площади, в центре которой расположен уютный зелёный сквер – любимое место отдыха горожан и гостей города.

    В самом центре Макарьева стоит величественное сооружение – Тихвинский собор (собор Александра Невского). Построен он был «всем миром» в начале ХХ века.
    Судьба этого храмового сооружения сложилась трагически. В начале войны в нём устроили склад зернохранилища, а в 50-х годах ХХ века, когда сгорел в городе кинотеатр, его приспособили под Дом культуры. ДК в соборе размещался вплоть до 2002 года, когда святыня была возвращена верующим и передана приходу церкви Рождества Христова. И с этого времени вновь «всем миром» (как и в годы строительства) начались работы по его восстановлению. А Дом культуры переехал в другое здание.



    МАКАРИЕВО-УНЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Основатель города Макарьева – преподобный Макарий Унженский и Желтоводский Чудотворец.
    Макарий пришел на наши земли после разорения Желтоводской обители Золотой ордой. Плененный старец произвел на хана Улу-Махмета сильное впечатление своим благочестием. Хан повелел отпустить его, но Желтоводскую обитель восстанавливать не разрешил. Это уникальный случай в истории христианства, когда жестокий и воинственный хан под влиянием проповеди старца отпускает его самого и пленных русских христиан на свободу.
    Покинув Желтоводскую обитель, Макарий принимает решением идти на реку Унжу. На возвышенном пустынном месте, недалеко от города Унжи, он водружает Честной Крест и строит небольшую келью. В скором времени вокруг пустынника собираются люди, ищущие душевного спасения и он, для собравшихся иноков в 1439 году, основывает деревянную обитель известную прежде под именем «Макариевой новой пустыни», а ныне Макариево-Унженского монастыря.
    Внизу под горой своими руками ископал старец «чудесно проторгшийся кладязь», вода из которого и сегодня исцеляет от недугов с верой и молитвой приходящих к нему.
    Ранним утром 17 сентября 1442 года во время молитвы Макарию преподобному явилась икона Божией Матери. Она пережила два сильных пожара, произошедших в обители в 1629 и 1690 годах, и осталась совершенно цела и невредима.

    Великий подвижник скончался 7 августа (по новому стилю) 1444 года в городе Унже в возрасте 95 лет. По завещанию преподобного, его тело торжественно перенесли из города в пустынь, где он провёл последние годы своей жизни. Тело его было погребено со всеми подобающими почестями. Как и при перенесении, так и при погребении совершалось множество исцелений и чудотворений. В скором времени на месте погребения преподобного собралось немало пустынников. Над мощами была поставлена деревянная церковь и «Макариева новая пустынь» продолжает своё существование молитвами почившего в обители угодника Божия. С неё и начинается история образования города Макарьева на Унже.
    Могила святого старца сразу же стала объектом поклонения местных жителей, а со второй половины XV века почитание Макария преподобного распространилась на весь огромный Галичский уезд. Ему молились как небесному защитнику и хранителю края.
    В 1596 году, во времена правления Бориса Годунова, сюда из Москвы был прислан боярский сын Давид Хвостов для строительства монастыря. Пробыл он в обители 12 лет. За это время отстраивается церковь во имя преподобного Макария, строится новый Троицкий храм с приделом во имя мучеников Флора и Лавра, брусовая семистенная шатровая колокольня, а также игуменские и братские кельи. На колокольне устанавливается 5 больших колоколов и несколько «зазванных колоколок».
    Самым интересным моментом монастырской жизни Давида Хвостова является легенда, связанная с первым царём династии Романовых – Михаилом Фёдоровичем.
    Есть основания предполагать, что Михаил Романов мог находиться в Макариево-Унженском монастыре уже в 1601 году. В это время княгиня Черкасская, с которой были сосланы дети Филарета Никитича – молодой Михаил и его сестра – вернулась в Юрьевецкий уезд, в собственное поместье. Однако не исключено, что княгиня привезла с собой только сестру Михаила, а его самого оставила в монастыре на попечение строителя Давида Хвостова. Тогда Михаил мог прожить в обители с 5-ти до 10-ти летнего возраста. Эта версия помогает объяснить факт посещения монастыря будущим царём в 1612 году. Молились они преподобному Макарию об освобождении отца Михаила (митрополита Филарета) из польского плена и о восстановлении мира и спокойствия на русской земле.
    Уже, будучи избранным на царствие, осенью 1619 года Михаил Романов вновь совершает паломничество в Макарьевский монастырь, чтобы возблагодарить преподобного за благополучное возвращение патриарха Филарета из плена.
    Всё расстояние до Макариево-Унженского монастыря царь со свитой преодолели пешком, оказывая тем самым уважением и почтение святому старцу. Народное предание сохранило и освятило царственный путь от Спасской обители (ныне село Красногорье Макарьевского района) к обители Макария преподобного сооружением 5 часовен в местах, где усталые путники, утомленные долгой дорогой и осенней непогодой, останавливались отдыхать. Вечером 29 сентября кортеж добрался до монастыря, где специально к приезду были выстроены Романовские палаты. К сожалению, в 1669 году в обители произошел большой пожар и царские кельи, как и многие другие деревянные постройки, сгорели. В 1735 году, во время царствования императрицы Анны Иоанновны, на месте сгоревших деревянных палат была построена каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в память о Государе и Великом князе Михаиле Фёдоровиче.
    Последствия царского посещения были довольно значительные: Макарий преподобный был канонизирован и стал именоваться Унженским и Желтоводским великим чудотворцем; монастырь был уравнен в правах с известным в те времена Соловецким монастырём и стал именоваться Лаврой.
    Макариево-Унженский монастырь – одна из величайших святынь русского православия. Как и в прежние времена, устремляются сюда люди со всей Руси, к мощам св. Макария с надеждой на исцеление. Многие стремятся сюда, чтобы испить живительной, всегда прохладной воды из ключика.

    Если что - друзья помогут

  2. 6 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


  3. #2
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,592

    По умолчанию

    СВЯТОЙ ИСТОЧНИК

    От мала до велика – все в Макарьеве знают о монастырском источнике, который течёт под Макариево-Унженским монастырём.
    В кратком сказании «О жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца», составленного протоиреем Иоанном Стафилевским о возникновении «святого ключика», говорится следующее: «…Невдалеке от своей хижины, совершенно на сухом месте, преподобный пожелал ископать себе колодец. Осенив крестным знамением избранное место, едва только начал он копать землю, как тотчас же брызнула сильная струя воды. Преподобный ежедневно ходил сюда испить водицы и укрепиться в вере и здравии».

    В день преставления преподобного Макария 7 августа (по новому стилю) ежегодно совершается крестный ход и каждый макарьевец почитает своим долгом пройти за святой водой.
    Считается благом, встать на колени лицом к часовне, почерпнуть рукой из ручья, поплескать на лицо святой водичкой и помолиться.
    Источник никогда не замерзал, никогда не пересыхал. Вода в нем чистая и очень вкусная.
    Много легенд ходит о нём. Говорят, он излечивает внутренние болезни, изгоняет нечистую силу из домов.
    Отдавая должное доброй славе источника, монахи и горожане соорудили около него часовню, поместив в ней икону преподобного Макария.



    ХРИСТОРОЖДЕСТВЕННСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Христорождественнская церковь, построенная в 1775 году в селе Коврово, вошедшем вскоре в состав Макарьева, является памятником архитектуры. Церковь была общегородским собором до постройки в начале ХХ века храма А. Невского. Она не закрывалась даже в годы гонения.
    В 1837 году цесаревич Александр (будущий царь Александр II) вместе с воспитателем поэтом В.А. Жуковским, путешествуя в Сибирь, проездом посетили город Макарьев. Они побывали в Макариево-Унженском монастыре и Христорождественнской церкви, где цесаревич Александр прослушал Божественную литургию, приложился к иконе Тихвинской Божьей Матери и «…изволил пожертвовать церкви 100 рублей ассигнациями».
    В 2010 г. церкви Рождества Христова исполнилось 235 лет. Сюда по-прежнему спешат люди. Настоятель церкви – протоиерей Алексий (Огиевич).



    Если что - друзья помогут

  4. 9 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •