Метро проедет по воде
Первый маршрут «водного метро» появится в Москве в следующем году. Как сообщили РИА «Новости» в пятницу в столичном департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, первый пилотный маршрут пройдет от района Печатники до Китай-города.
«Организация транспортного сообщения на акватории Москвы-реки позволит эффективно дополнить существующие транспортные системы еще одной транспортной системой, требующей минимальных капиталовложений и не занимающей городской территории. Поэтому в настоящий момент прорабатывается вопрос о вводе в навигацию в 2012 году пилотного проекта „Водная ветка метро“, а первый катер уже может курсировать по направлению Печатники — Китай-город в ноябре этого года», — рассказал собеседник агентства.
Протяженность маршрута составит 19 километров, а время в пути с восемью остановками 46 минут. Стоимость проезда планируется вполне демократичная — 50 рублей.
По словам представителя департамента, на маршруте предполагается использование десяти теплоходов «Тверца» на 34 человека, которые будут двигаться со скоростью до 40 километров в час. «Эти метротеплоходы» должны быть построены на судостроительном заводе в Твери к апрелю 2012 года, а завершение строительства головного судна и проведение ходовых испытаний запланировано на октябрь текущего года.
Если эксперимент окажется удачным, то к 2026 году по Москве-реке будут курсировать «метротеплоходы» по пяти разным маршрутам, обещают в мэрии.
Напомним, в борьбе с заторами на городских автомагистралях московские чиновники делают упор на развитие общественного транспорта, на который они намерены пересадить как можно больше горожан. Эту задачу должна решить принятая недавно столичным правительством государственная программа Москвы «Развитие транспортной системы на 20122016 годы», на которую уйдет 2,3 трлн рублей. В частности, к 2016 году в столице планируется создать единую систему пассажирских перевозок с участием водного транспорта.
Также на водном транспорте планируется организовать регулярные таксомоторные перевозки.
Как намечено в программе, в 2012 году появится первое речное такси, а к 2015 году их будет 68. По прогнозам проектировщиков, к 2015 году годовой объем пассажирских перевозок на воде должен составить 2,5 млн человек. Из казны на развитие водного транспорта пойдет пока 33 млрд рублей.
Проект комплексного решения транспортных проблем в столице уже был однажды разработан. Целевая программа развития наземного городского пассажирского транспорта на 2007–2009 годы, принятая при Юрии Лужкове, оценивалась вдвое дороже 4,9 трлн рублей. Правда, проект так и не был реализован, он был заморожен в связи с наступившим кризисом.
Четыре года назад чиновники мэрии также констатировали, что транспортная проблема в Москве практически неразрешима, и спасти положение помогут катамараны на Москве-реке. Как заявил тогда Лужков, у наземного транспорта есть много союзников, кроме метро это — железнодорожный и водный транспорт.
Водный транспорт он назвал наиболее «выгодным и перспективным направлением». «У нас есть прекрасная и свободная транспортная магистраль, проходящая с северо-запада на юго-восток, заявил он. Катамаран-такси на 50 человек это уже автобус. Надо только отработать автоматическую систему причаливания».
После этих слов тогдашнему руководителю департамента транспорта и связи Леониду Липсицу, всячески сопротивлявшемуся против этой инициативы, ничего не оставалось, кроме как пообещать включить вопросы развития водного транспорта в направленную на доработку программу. Сегодня экс-глава департамента не хочет ни вспоминать об этом, ни обсуждать действия наступающих на старые грабли новых чиновников.
По мнению экспертов, водный транспорт в регулярную логистику столицы не вписывается, и шансы на успех у пилотного маршрута минимальны.
«Водный транспорт вещь очень специфическая, и в Москве он имеет право на существование в качестве развлекательного или экскурсионного, — считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Но использование его в регулярных перевозках, если судить по опыту других северных городов, штука крайне маловероятная. Это объективная реальность, и ничего с этим не поделаешь».
Но даже если не принимать во внимание сезонный фактор, в обычной поездке на работу люди выбирают оптимальные маршруты, и строить их с учетом катамарана никто не станет, считает Блинкин. «Ну доеду я на „водном метро“ от Печатников до Китай-города, выйду на набережной и куда денусь дальше? Никакой транспорт там не ходит, — говорит эксперт. Я бы для начала дал попробовать реализовать эту идею бизнесу и посмотрел, что из этого выйдет. Но бизнесмены на это не пойдут, они умеют считать деньги». По словам эксперта, он понимает ищущих решение проблемы пробок чиновников и от души желает им успеха, но «на этом пути решения нет».
Новость на сайте «Газеты.Ru»