"Пермь" 1985 год, Пермское книжное издательство
"Полтора десятка лет прошло с тех пор, как через Каму перекинулся этот мост. С рёвом катят по нему тяжёлые грузовки, спешат автобусы, мчатся легковые автомашины. Между опорами привычно пролетают "Ракеты" и "Метеоры!. Идут к причалам караваны барж и грузовых судов"
"А сколько поэзии в таинственном мерцании белых ночей! Город затихает, молодая листва бульваров и парков будто просвечивает сквозь лгкую дымку..."
"Это грузовой порт, которые отправляет на Волгу и Каспий, в Москву и Ленинград, принимает со всего Советского Союза сотни тысяч тонн самых разнообразных грузов.
День и ночь кипит здесь работа, и трудовой ритм порта сливается с рабочим ритмом всей Перми..."
"Трудовые будни Камы, порта пяти морей. Обслуживание пассажирских дизель-электроходов, буксиров, сухогрузов на плотинах гидроэлектростанций - круглосуточная летняя вахта речников"
" В этой Ракете, верой и правдой прослужившей людям, сейчас находится музей, рассказывающий о славном трудовом и боевом пути ордена Ленина Камского речного пароходства."
(к рисунку с Ракетой)
"Весной, когда Кама освобождается от ледяного покрова, на её набережных начинается ерасочный многолюдный праздник речника, праздник открытия навигации."
(к рисунку танцующих)
"В этом торжественно-парадном здании - кправление Камского речного пароходства."
(к рисунку Дома Мешкова)
"Более 30 лет назад был пущен первый агрегат Камской ГЭС. Теперь на центральном пульте управиления - "мозговом центре станции" - сосредоточенная работа."
(к левой части рисунка)
"Впереди у этих судов - крепкий речной ветер, крики чаек, крутая волна водохранилищ, шлюзы, тяжелая работа. Нефтерудовозам типа "река-море" предстоит испытать морские штормы. Со стапелей судостроительного завода Кама сходит очередной нефтерудовоз"
(к правой части рисунка)
"При оступлении из Перми белогвардейцы сожгли и затопили в затоне буксирные пароходы. Комсомольцы возвращают их к жизни (1919)"
---------- Добавлено в 17:37 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 17:34 ----------
XIX - XX вв.
Пермь с Камы производит впечатление большого, красивого, культурного города. Панорама высокого городского берега чрезвычайно живописна. От Камского железнодорожного моста по берегу следуют Заимки с вокзалом, механический и машиностроительный заводы, а далее на горе развертывается город: высится стройная громадная колокольня кафедрального собора. По набережной среди зданий привлекает внимание красивая архитектура дома пароходчика Мешкова, неподалеку старый вокзал и группа железнодорожных зданий, а по самому берегу внизу ряд пароходных пристаней, не лишенных своеобразной прелести. Пароходное летнее оживление, тут же движение поездов, непрерывная деловая сутолока придают Перми характер значительного торгово-промышленного пункта.
При отчуждении земель для постройки Пермь-Котласской железной дороги в 1895 г. Пермская городская дума определила и место для строительства моста через реку Каму "в черте городских владений, приблизительно в расстоянии 225 сажен от устья речки Мулянки и 580 сажен от городского участка, находящегося под лесопилкой князя Голицына.
Весной 1897 г. была начата постройка моста.
Мост имел `10 пролетов, из коих 8-по 50 сажен между центрами опор и 2 береговых пролета 12 и 7 сажен`. Длина моста составляла 438, 90 сажен. Все фермы моста были построены из сварочного железа, изготовленного на Воткинском казенном заводе и собраны на месте под наблюдением инженера Малышевского. Все металлические части моста весили 254381 пуд. Устои моста были выстроены инженером Березиным из бутового камня и облицованы светло-серым гранитом, добытым близ г. Екатеринбурга. Бутовая кладка всех опор моста (2 береговых устоя и 7 речных `быков`) была выполнена из вашкурского песчаника, тесовая облицовка опор - из воронковского песчаника. Общая стоимость всего моста по отчету строителей составила 2 892503 руб. 27 января 1899 г. было открыто движение по Камскому мосту. Епископ Петр совершил торжественное молебствие, после чего по мосту прошел первый поезд.
В 1919 г. при отступлении колчаковцев из Перми мост был разрушен. 20 декабря 1919 г. рабочие Чусовского завода изготовили конструкции для разрушенной фермы моста. Начался монтаж фермы. 18 февраля 1920 г. было открыто движение по восстановленному Камскому мосту.
В 1866 г. в черте г. Перми на реке Каме находилось `84 разбитых в натуре береговых участка, предназначенных под пристани, из которых 77 участков мерою каждый в 35 сажен длины по берегу; 3 - меньшей меры и 4 - более значительной величины от 39 до 50 сажен. Из числа 77 участков - 17 повыше реки Егошихи ныне за ненадобностью временно занимаются складом дров, камня и других материалов - остальные же пристани делятся на верхние и нижние: первые назначены по преимуществу для пассажирского пароходства, а нижние пристани исключительно для пароходов буксирных.
”Вследствие большого наводнения реки Камы, выступившей из берегов, водой залита береговая часть селения Мотовилихинского завода, улицы Некрасовская, Луговая, часть Соликамской и цеха Пермских пушечных заводов: 1) лесопильный, 2) мартеновский, 3) кузнечно-молотобойный, 4) прокатный, 5) сименсовые печи, 6) 2-й снарядный, 7) 3-й снарядный, 8) орудийно-закалочный и 9) снарядно-закалочный. Работы в этих цехах прекращены. Жители затопленных домов заблаговременно переселились в верхние этажи и во временные квартиры, расположенные по другим улицам селения. Несчастий с людьми и скотом не было. Переправа в затопленной части завода жителями производится в лодках”. Из рапорта пермского уездного исправника пермскому губернатору от 4 мая 1914 г.
”Разлив р.Камы в этом году был чрезвычайно большой. Половодье превратилось в наводнение. Водой были залиты завод б.Балашовой, все побережье Мотовилихи до Горок, железнодорожная линия в Перми. Убыток от наводнения исчислялся в 222555 рублей.
Для помощи пострадавшим от наводнения был образован особый комитет.
Из ”Летописи города Перми” В.Н. Трапезникова.
---------- Добавлено в 17:37 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 17:37 ----------
Продолжим листать странички истории:
Наибольшее оживление в Перми замечалось с открытием навигации. Когда Кама сбрасывала свой ледяной покров, на берегу ее жизнь начинала бить ключом. Приходили и уходили пароходы, нескончаемо тянулись с кладью обозы, непрерывный ряд крючников нагружал и выгружал товары, извозчики подвозили и отвозили пассажиров. К общему шуму примешивались свистки паровозов проходящей тут же на берегу железной дороги.
Это оживление вполне гармонировало с красивым видом набережной Камы. Берег украшал дом пароходчика Н. В. Мешкова, с затейливыми арками и вазами цветов. Красил берег также откос, отделяющий берег от города, красиво обложенный внизу серым камнем и покрытый вверху зеленой травой. Над всем берегом царил величественный Кафедральный собор с массивной колокольней.