Где можно снимать, а где нельзя?
В общем случае ответ на этот вопрос выглядит так: снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное).
Право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в ст. 29 Конституции РФ.
Кроме того, существует Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ст.7 которого дано определение «общедоступной информации»: к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами.
В ст.9 данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, многочисленные запреты, сформулированные в подзаконных актах, являются правомерными только в том случае, если акт принят на основании закона, дающего его авторам право ограничивать доступ к информации. Основная особенность большинства законов, устанавливающих такие ограничения – они предусматривают меры, которые направлены на то, чтобы с охраняемой информацией нельзя было ознакомиться посторонним. Если сведения могут быть получены посторонним – значит, они либо относятся к общедоступной информации, либо закон, который закрепляет ограничения доступа, не соблюдается. Но за его несоблюдения посторонний человек «с улицы» ответственности нести, разумеется, не может.
Под «доступом» Закон «Об информации…» понимает «получение информации и возможность ее обработки». Очень важно помнить, что сама обработка в понятие «доступа» не входит. То есть, после того, как человек на законных основаниях получил возможность как-то зафиксировать или обрабатывать конкретную информацию, «доступ» состоялся. Как-то повлиять на то, с помощью каких средств ведется обработка, у обладателя информации права уже нет. Все ограничения «возможности обработки» также должны быть предусмотрены федеральным законом.
Раньше «информация» была включена, отдельно от «вещей», в список «объектов гражданских прав» из статьи 128 ГК, однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к «интеллектуальной собственности.
Может ли собственник запретить фотографировать свое имущество?
Обычно на «право собственника» ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе, и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится ст. 209 ГК, повествующая о содержании права собственности, которая наделяет собственника полномочиями по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
Ссылающийся совершает основополагающую ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» им. Фактически тот, кто вводит на территории своей собственности подобные запреты, пытается запретить другим пользоваться их собственностью, то есть, фотокамерами.
Вся информация о товарах, которую продавец предоставляет покупателю, представляет собой так называемую «публичную оферту», описанную в ст. 437 ГК. Доступ к информации, входящей в состав такой оферты, должен предоставляться неограниченному кругу лиц, поэтому она, в соответствии с законом «Об информации…» является общедоступной. То, с помощью чего покупатель будет фиксировать и обрабатывать такую информцию, владелец заведения регламентировать не может.
В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе – это ст. 152.1, «Охрана изображения гражданина». Охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает.
Какие-то ограничения могут быть установлены на создание и распространение изображений тех предметов, которые являются произведениями, охраняемыми авторским правом. Однако, авторские права будут принадлежать создателю таких предметов, а не их обладателю: по общему правилу, сформулированному в ст. 1227 ГК, «интеллектуальные права» не зависят от права собственности на ту вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности, и не переходят вместе с правом собственности.
Если же речь идет об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон «О защите прав потребителей». Его восьмой статьей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрататывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается. Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными правовыми актами. А поскольку «потребителем» считается гражданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением.
Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 ЗоЗПП, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно.
Кроме того, иногда владелец заведения разрешает съемку за плату, объявляя ее «услугой». Это также незаконно: «услугой», в соответствии со статьей 779 ГК, являются только «действия» или «деятельность». В данном случае имеет место только незаконный запрет, а действия по съемке производит сам посетитель.
---------- Добавлено в 22:49 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 22:41 ----------
О запрете на съемку со ссылкой на коммерческую тайну
Согласно Закона «О коммерческой тайне» (ст. 3), к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны». То есть, для того, чтобы какая-то информация стала «тайной», к ней нужно прежде всего ограничить доступ. Предметы, находящиеся в общественном месте, ею быть не могут по определению.
Кроме этого, для ввода «режима коммерческой тайны» необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего – принять меры по охране конфиденциальности информации, описанные в ст. 10 закона: определить перечень такой информации, порядок обращения с ней, вести учет лиц, получающих доступ к коммерческой тайне, маркировать соответствующим образом носители с такой информацией. Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия всех мер по охране конфиденциальности. То есть, уже при отсутствии на носителе информации надписи «коммерческая тайна» можно говорить о несоблюдении соответствующего режима.
Существует также перечень сведений, которые вообще не могут составлять коммерческую тайну, он содержится в ст.5 Закона, а также в одном из постановлений Правительства. В число таких сведений входят, в частности, сведения о выданных лицензиях и документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью, документы об уплате налогов и обязательных платежей, и т.п.
---------- Добавлено в 22:51 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 22:49 ----------
Запрещено ли производить съемку стратегических объектов?
Очень часто при фотографировании железной дороги, мостов и тому подобных сооружений она запрещается из-за якобы существующего еще с советских времен «запрета на съемку стратегических объектов».
Иногда приводится ссылка на некое «постановление Правительства СССР», принятое в 1924 году и запрещавшее их съемку, с изменениями, внесенными в 1925 году, запретившими без разрешения фотографировать «события внутренней жизни», к которым относились демонстрации, манифестации и иные события политического характера.
Однако, в правовых базах документ с подобными реквизитами отсутствует.
Есть еще один нормативный акт, который, затрагивает фотосъемку --- это постановление Совнаркома от 23 февраля 1929 г. «О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР», в котором содержится перечень запретов, действующих в приграничной полосе, фотографирование военных и железнодорожных сооружений, а также съемки с самолетов. В правовых базах этого документа нет, поэтому проверить его формальный статус не удалось. Фактически, применяться он также не может.
Вполне возможно, что «запрет на съемку стратегических объектов» обязан своим появлениям всем этим документам одновременно, поскольку тексты нормативных актов в РСФСР и СССР были труднодоступны и часто подвергались пересказам. По крайней мере, на появление мифа о его существовании могли повлиять УК 1926 года, в котором упоминаются «стратегические планы», а также постановление Совнаркома 1929 года, в котором содержится список тех объектов, которые и по сей день любят запрещать снимать, то есть, военных и железнодорожных. Кроме того, в нем есть еще один часто встречающийся до сих пор запрет на съемку внутри учреждений без разрешения их администрации.