В один из дней, когда снег уже сошёл, март почти закончился, а навигация и не думала начинаться, мне захотелось отправиться в театр. Но не на спектакль, а на экскурсию. Благо такое удовольствие теперь доступно московским театралам. Билеты на экскурсию можно приобрести как в кассе театра, так и в одной известной турфирме (сориентируйтесь по названию темы).
Наше путешествие в Малый театр начинается с Театральной площади. И уж коли мы тут, то нельзя не упомянуть и театр Большой. Изначально эти театры составляли единое целое и понятия «большой» и «малый» употреблялись применительно к зданиям театров. Труппа была одна и составляла единую московскую труппу императорских театров. Разделение театров произошло после Революции 1917 года.
Итак, наскоро оглядимся на Театральной площади.
Здание Большого театра (1853-1856 гг.)
В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. Это здание прослужило 25 лет – в 1805 году оно сгорело дотла. В 1821-1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор Осип Бове. Однако и это здание погубил пожар. Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами.
Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы, не менее известного скульптора, Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими.
Это неоготическое здание построено в 1908 году по проекту архитектора Романа Клейна для компании "Мюр и Мерилиз". Компания "Мюр и Мерилиз" была основана в 1857 году Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом. Они занимались в Санкт-Петербурге оптовой торговлей английским кружевом, тканями и другими товарами, поступающими из Британской империи. В Москве Мюр и Мерилиз открыли в 1888 году оптовый магазин дамских шляп и галантереи на Кузнецком мосту. Вскоре торговый дом "Мюр и Мерилиз" купил здание для большого магазина на Театральной площади, на месте сегодняшнего ЦУМа. После пожара 1900 года проектирование нового здания заняло 6 лет. Архитектор Роман Клейн спроектировал семиэтажный универмаг в стиле неоготики. Это первое здание в Москве, где использовались железобетонные конструкции, такие же применялись при строительстве небоскребов в Нью-Йорке. Магазин был новаторским по оснащению: для покупателей были оборудованы справочная, комната ожидания, два лифта и ресторан. В декабре 1918 года произошла национализация магазина, а в1922 г. он открылся под названием «Мосторг», а в 1933 году универмаг получает новое имя – ЦУМ – Центральный Универсальный Магазин.
Гостиница «Метрополь» (1899-1905 гг.)
На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева – «Челыши» - как говорили москвичи. В 1890-х годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Однако, Мамонтову не повезло: его обвинили в крупной растрате. Хотя суд и оправдал Мамонтова, меценат был разорён, и стройка была продана за долги. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса. Именно они в 1899 году победили на конкурсе проектов, но своенравный Мамонтов отдал предпочтение проекту британца Валькорта, который, к слову, занял аж четвёртое место. «Метрополь» открылся в 1905 году.
Историческое здание Малого театра, которое мы с удовольствием посещаем сегодня и до сих пор, было построено по проекту Осипа Бове. Снова Бове, скажете Вы и будете правы. Именно Осип Бове разрабатывал план послепожарной реконструкции Москвы. Сейчас здание Малого театра - это единственное здание из всего ансамбля на Театральной площади, спроектированное Бове и сохранившееся до наших дней.
---------- Добавлено ----------
«Театр начинается с вешалки», - сказал классик. Вот и мы сначала посетим гардероб, а потом под руководством главного хранитель творческо-информационного центра театра – Надежды Васильевны Телегиной отправимся на экскурсию. История Малого театра начинается в 1756-м году, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны была создана труппа при Московском университете, ее артистами стали учащиеся университетской гимназии. Сейчас в театре играют 263 сезон!
Экскурсия будет проходить «в темпе», ибо до начала вечернего спектакля осталось около двух часов и в театре во всю идёт подготовка к нему. Работают осветители, «звуковики», костюмеры, собираются артисты. Последних перед спектаклем лучше не беспокоить.
Мемориальная доска эскадрильи «Малый театр фронту». В течение 1943 года коллектив Малого театра целенаправленно собирал средства на постройку звена боевых самолётов для фронта. Накопленного миллиона рублей хватило на 12 истребителей-бомбардировщиков ЯК-9(Б), что позволило укомплектовать самолетами не звено, а целую авиационную эскадрилью, назвать которую было решено именем Малого театра.