Нашёл интересную статью Заградительные ворота №104 канала имени Москвы (автор - "Дым отечества"). В ней автор рассказывает и показывает как устроены заградительные ворота.
С любезного разрешения автора размещаю эту статью здесь.
Заградительные ворота №104 канала имени Москвы
При большой протяжённости канала, проходящего в насыпях, не исключена возможность повреждения или прорыва ограждающих его дамб, что может вызвать сильные разрушения как самого канала, так и расположенных на прилегающих к нему территориях населенных пунктов. Кроме того, возможны случаи, когда потребуется капитальный ремонт искусственных сооружений на канале (дюкеры, трубы и т.п.). Поэтому в процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта выключить из общей системы и осушить...
Заградительные ворота выполнены по однопролётной схеме из конструкций, состоящих из ферм Томаса. Фермы представляют собой деревянные рамы из двух наклонных ног, скреплённых вверху металлической коробкой, внутри которой находится простейший механизм для автоматического освобождения подъёмной цепи. В нижней части ноги рамы с помощью болтов и шпонок заделаны в металлические клепаные башмаки, через которые проходят цапфы, обеспечивающие свободное вращение рам около горизонтальной оси. В обычном состоянии рамы уложены в особой нише флютбета, при этом расстояние между рамами подобрано с таким расчётом, что они входят одна в другую. В одном из устоев сделана ниша, в которую и ложатся крайние рамы. В поднятом состоянии рамы примыкают одна к Другой, образуя стенку. Водонепроницаемость достигается путем установки гибких дополнительных уплотнений. Рамы поднимает механизм, установленный на устое. Проектное время закрытия (подъема) ворот — 30 минут.
Канал имени Москвы. Заградительные ворота у Большой Волги. (Автор фотографии - И.К. Белдовский. 1937 год).
Видео опускания секции заградворот на канале перед открытием навигации можно посмотреть здесь: https://lori.ru/5831569