Тема: "Ленин" и "Советский Союз", дизель-электроходы проекта 20

Страница 1 из 23 12311 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 224
  1. #1
    Заблокирован
    Регистрация
    16.05.2011
    Адрес
    Нижний Новгород. СОРМОВО.
    Сообщений
    2,343

    По умолчанию "Ленин" и "Советский Союз", дизель-электроходы проекта 20

    Вехи создания

    Известные волжские дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» (первоначально должен был называться «Сталин») прошли тернистый путь создания, прожили славную, но непродолжительную жизнь. У «Ленина» финал существования стал драматическим. «Советский Союз» все ещё продолжает бороться за свою жизнь в Камском пароходстве.
    История рождения этих судов уходит в 30-е годы, когда конструкторы мечтали создать для Волги суда нового типа. Об этом свидетельствуют исторические факты.
    21 октября 1932 г. в газете «Известия» был объявлен конкурс на проекты двух лучших крупнейших судов советского флота: морское пассажирское типа «экспресс» и речное пассажирское трехпалубное, первое на Волге. Из нескольких представленных вариантов наиболее интересным эксперты сочли проект под девизом «Волге — новый мощный флот», автором которого был инженер-кораблестроитель В.И. Сергеев, работавший тогда на Коломенском машиностроительном заводе. (Есть модель этого проекта, фото нужно или нет?)
    В 1933 г. в статье «Речное судостроение за 10 лет» начальник КБ завода «Красное Сормово» В.М. Керичев писал: «Ещё в 1930 году «Речсудпроектом разработан эскизный проект 3-этажного товаропассажирского теплохода мощностью 1800 л.с. для Волги. Его главные измерения: длина – 107м, ширина – 12м, высота борта – 3,5 м, осадка – 1.8м. Число мест для пассажиров: мягких – 276, жестких – 448. Помещения для команды на главной палубе отделены от пассажиров. Скорость 23,5 км/час».
    Прошло несколько лет. Конструктор Сергеев стал работать в сормовском Речсудпроекте. В те годы по плану ГОЭЛРО на Волге предусматривалось строительство плотин и создание крупнейших водохранилищ с особыми волновыми условиями, плавать по которым могли лишь «мореходные» суда. К тому же любителей речного транспорта и отдыха увеличивалось. По этим причинам было дано задание Речсудпроекту сделать проект трехпалубного пассажирского теплохода. В 1937г. проект лайнера-экспресса «люкс» для Волги был завершен. Ведущая роль в коллективе конструкторов принадлежала Сергееву.



    Размеры судна, которое назвали «Страна Советов», таковы: длина-110м, ширина-12, осадка-2м. Вскоре были построены 7 моделей лайнера, затем их разослали будущим заказчикам.

    Об этом проекте было сделано сообщение в газете «Большевистская вахта» от 12
    января 1938г., где помещен снимок «Модель лайнера» с надписью: «В связи с
    реконструкцией Волги Сормовская судоверфь разработала проект трехпалубного Волжского
    лайнера на 610 пассажирских мест».

    Но началась война…
    Идея создания судов нового типа обрела реальность только в 50-е годы.

    17 сентября 1949 г. зам. министра речного флота А.Н. Вахтуровым и зам. министра машиностроения С.А. Степановым утверждено техническое задание конструкторскому бюро завода «Красное Сормово» на проектирование новых типовых судов для обеспечения пассажирских перевозок на создаваемых водохранилищах р. Волги.

    Эскизный проект нового судна (пр. № 20) был рассмотрен 28-30 января 1952 г. Центральным отделом экспертизы Министерства речного флота СССР (МРФ CCCH), и утвержден совместным решением МРФ СССР и Министерством транспортного машиностроения (МТрМ) для первых двух судов серии ("Ленин" и "Сталин").

    30 декабря 1952 г. утвержден технический проект № 20 МРФ и МТрМ.
    Проект № 20 – это практически новый проект крупного пассажирского судна.

    20 августа 1952 г. был заложен корпус первого судна и спущен на воду 11 апреля 1953 г.

    В феврале 1953 г. было принято решение о временном прекращении строительства судов.
    С началом строительства на заводе крупной серии подводных лодок готовые корпуса судов были законсервированы.

    В июне 1953 г. Волжское грузопассажирское пароходство вышло с предложением о достройке двух дизель-электроходов.

    22 сентября 1953 г. по распоряжению Совета Министров СССР была возобновлена достройка дизель-электроходов.

    6 ноября 1958 г. приемочной комиссией было предъявлено к сдаче головное судно проекта № 20 дизель-электроход «Ленин».
    24 августа 1959 г. Волжское объединенное речное пароходство приняло от завода однотипный дизель-электроход «Советский Союз».



    Строительство д/эл ЛЕНИН и СОВЕТСКИЙ СОЮЗ.
    Фото из архива музея "ОАО Завод "Красное Сормово".
    Последний раз редактировалось Александр Марков; 17.06.2014 в 22:23.

  2. #2
    Заблокирован
    Регистрация
    16.05.2011
    Адрес
    Нижний Новгород. СОРМОВО.
    Сообщений
    2,343

    По умолчанию Особенности конструкции и строительства судов проекта 20.

    В 1951 г. отдел главного конструктора завода «Красное Сормово» приступил к проектированию пассажирского экспресса для линии Москва-Ростов. Это была сложная и почетная работа для коллектива конструкторов и для завода в целом. Требовалось создать пассажирское трехпалубное судно для обновленной Волги, с небывалой комфортабельностью, как для пассажиров, так и для команды. Следовало учесть вновь создаваемые огромные водохранилища на великом водном пути, каналы и шлюзы. В разработке проекта участвовал большой коллектив конструкторов под руководством В.М. Керичева. Главным конструктором проекта 20 был А.Н. Каманин.
    Начиная от марки стали для корпуса и, кончая навигационными приборами, электроходы содержали множество технических новшеств для речного судостроения. Полностью сварной корпус дизель-электрохода был построен секционным методом из низколегированной стали СХЛ-1. Применение этой стали позволило придать корпусу необходимую прочность, что позволяло плавать при любой погоде. Корпус имел необычную трапециевидную форму шпангоутов с плоским днищем и наклонными бортами вместо обычной прямоугольной, что повышало остойчивость судна, и уменьшало вылет обносных кронштейнов. Это позволило присвоить судам класс «О» Речного регистра РСФСР. Это значит, что они могли плавать по водохранилищам и в штормовую погоду, когда высота волн достигала 2 м.
    Помещения судна располагались в пять ярусов — два в стальном сварном корпусе, три — в надстройке.
    Кормовые обводы выполнены без туннеля, так как испытания самоходной модели судна показали, что скорость для корпуса с туннельной кормой составила 25,2 км/час, а для корпуса с принятыми обводами и трехлопастными винтами – 27,1 км/час.
    В судовых устройствах впервые на речных пассажирских судах были полностью механизированы не только носовые и кормовые, но и средние бортовые швартовые операции за счет установки специальных швартовых лебедок на бортах, используемых одновременно и для производства грузовых операций. 100 тонн груза вмещались в трюм, расположенный в носовой части судна.
    Рулевое устройство дизель-электроходов снабжено двумя электродвигателями. В случае выхода одного из них, второй продолжал перекладывать руль. Дублированное питание двух электродвигателей значительно повысило надежность рулевого управления и позволило отказаться от запасного привода. Управление электродвигателями рулевой машины осуществляется из рулевой рубки.



    Суда имели дизель-электрическую установку отечественного производства, обеспечивающую ему повышенные ходовые и маневренные качества.
    В машинном отделении стояли главные двигатели – три дизель-генератора мощностью 900 л.с. Управляемые дистанционно из рулевой рубки, оборудованной новейшими навигационными приборами (включая эхолот и радар), они работали на три электродвигателя, вращавших гребные винты.
    На заводе удачно решили задачу общей компоновки машинного отделения и дистанционного автоматического управления (ДАУ) главными и вспомогательными механизмами, как из рулевой рубки, так и из машинного отделения. Это позволило установить минимальную численность обслуживающего персонала и улучшить условия труда машинной команды.
    Для обеспечения управляемости судна при малом числе оборотов гребного винта – при подходе к причалам, в каналах, шлюзах, судно оборудовали носовым и кормовым подруливающими устройствами, установленными в носовой и кормовой частях корпуса.




    С целью облегчения обслуживания судна была широко внедрена автоматика в управлении различными механизмами, устройствами, системами: автоматический запуск, остановка и управление вспомогательными и утилизационными котлами, автоматический запуск и остановка компрессоров и пожарных насосов, автоматическое управление системой кондиционирования воздуха.



    Перед судостроителями завода «Красное Сормово» была поставлена задача – построить судно высокой комфортабельности и с максимальными удобствами для пассажиров. Впервые на дизель-электроходах была внедрена система кондиционирования воздуха, заменяющая системы отопления и вентиляции, обеспечивающая во всех помещениях заданную температуру в навигационный период. В каюты была проведена холодная и горячая вода, установлено радио.



    Особое внимание было обращено на архитектурную отделку помещений судна. Мебель, двери, шкафы и раскладочные изделия выполнены из дуба, ореха, красного дерева, птичьего глаза. Диван-кровати и подвесные койки во всех пассажирских каютах мягкие, обитые плюшем «люкс». Каждая палуба была оформлена в определенный цвет: платформа в синий плюш «люкс», главная и тентовая — в зеленый, вторая — в бордовый. Шелковые занавески и драпри из плюша в каждой каюте — также в тон обивки мебели. Коридоры, вестибюли, салоны, рестораны – все оформлено по тому времени роскошно. На судах проводилось много работ по дереву, поэтому была сформирована бригада столяров-краснодеревщиков из разных мест Волго-Вятского района.

    В данном сообщении использованы фотографии из архива музея "ОАО "Завод Красное Сормово".
    Последний раз редактировалось Александр Марков; 17.06.2014 в 22:20.

  3. 2 пользователей сказали cпасибо Алекс за это полезное сообщение:


  4. #3
    Заблокирован
    Регистрация
    16.05.2011
    Адрес
    Нижний Новгород. СОРМОВО.
    Сообщений
    2,343

    По умолчанию Особенности конструкции и строительства судов проекта 20.

    Киноконцертный зал, три салона, почта, ресторан, автоматическая телефонная станция, библиотека, солярий и прогулочные веранды создали максимум удобств для пассажиров и отдыхающих.
    Судостроители отмечают, что строительство новых судов проходило в трудных условиях. Многочисленные технические новшества, автоматика и механизированные системы требовали неоднократных проверок, доработки и апробирования. Кроме того, сормовичи не имели опыта в постройке комфортабельных трехъярусных пассажирских судов столь высокого класса. Неотработанность технологии, перегрузка другими заказами, а также многочисленные производственные неувязки привели к длительному циклу строительства судов, что отразилось на себестоимости работ. На заводе не доставало квалифицированных столяров-краснодеревщиков, они были все в основном приглашенными, на достройку второго судна специалисты разъехались по домам. Поэтому заказы на судовую мебель для «Советского Союза» пришлось размещать на предприятиях других городов страны.



    Новые дизель-электроходы резко отличались от других пассажирских судов, плававших на внутренних бассейнах страны. Они были значительно крупнее по размерам, технически совершеннее, комфортабельнее – по праву признаны этапными не только в отечественном, но и в мировом речном судостроении.
    Можно привести еще один исторический факт. Модель дизель-электрохода «Советский Союз» в 1958 г. была представлена на Международную Брюссельскую выставку и удостоена большой Золотой медали.
    6 ноября 1958 г. был подписан акт приемки дизель-электрохода «Ленин», а 26 сентября 1959 г. – «Советского Союза».
    Последний раз редактировалось Александр Марков; 17.06.2014 в 22:21.

  5. 7 пользователей сказали cпасибо Алекс за это полезное сообщение:


  6. #4

    По умолчанию

    После трагедии судно на реке больше не увидеть...

  7. #5
    Заблокирован
    Регистрация
    16.05.2011
    Адрес
    Нижний Новгород. СОРМОВО.
    Сообщений
    2,343

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Антон Тюрин Посмотреть сообщение
    После трагедии судно на реке больше не увидеть...
    Совсем не факт.

  8. #6

    По умолчанию

    По каким маршрутам они ходили? Только по Волге и Каме?

  9. #7
    Аватар для rivershkiper
    Регистрация
    22.05.2011
    Адрес
    Самара
    Сообщений
    7,469

    По умолчанию

    По каким маршрутам они ходили? Только по Волге и Каме?
    Только по Волге - линия Москва - Астрахань

  10. #8
    Заблокирован
    Регистрация
    16.05.2011
    Адрес
    Нижний Новгород. СОРМОВО.
    Сообщений
    2,343

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Илья Кленов Посмотреть сообщение
    По каким маршрутам они ходили? Только по Волге и Каме?
    Хотя при проектировании планировались ещё рейсы по Волго-Дону.

  11. #9

    Регистрация
    13.05.2011
    Адрес
    Москва, молодая
    Сообщений
    24,356

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Алекс Посмотреть сообщение
    Также прошу тех, кто узнал сообщить, что за теплоходы стоят рядом с СОЮЗом.
    Как бы не Булгария 3им бортом
    Или Глазунов.

  12. #10

    Регистрация
    13.05.2011
    Адрес
    столица Приволжья
    Сообщений
    3,867

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от ЛЮМакс Посмотреть сообщение
    Как бы не Булгария 3им бортом
    Я видел это фото раньше. Это "Булгария"....

  13. 1 пользователь сказал cпасибо Антон Гуров за это полезное сообщение:


Похожие темы

  1. Ответов: 142
    Последнее сообщение: 27.09.2017, 22:13
  2. Ответов: 146
    Последнее сообщение: 24.09.2017, 23:38
  3. Ответов: 67
    Последнее сообщение: 11.08.2017, 21:22
  4. Буксиры типа "ОТ 800", "ОТ 1400", "ОТ 1500", "ОТ 2000","ОТ 2100","ОТ 2400","ОТ 4000"
    от Рамиль Мубаракшин в разделе Грузовой флот
    Ответов: 237
    Последнее сообщение: 25.04.2017, 21:29
  5. Ответов: 72
    Последнее сообщение: 12.02.2017, 12:33

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •