Тема: День России в Янтарном крае

Страница 1 из 6 123 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 53
  1. #1
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,306

    По умолчанию День России в Янтарном крае

    Так получилось, что этот праздник я никогда не воспринимал всерьез. Наверное, потому что он новый и какой-то надуманный. Но зато это еще один выходной день в июне. Специфика работы не позволяла мне насладиться этим дополнительным выходным в полной мере. Так в 2012 году этот праздник я встретил на т/х "Порт-Артур". По долгу службы я вынужден был совершить на нем перегонный рейс с целью зафиксировать причалы на реке Москве и время хода между причалами. В 2013 году - этот день я встретил на борту т/х "Григорий Пирогов", куда был направлен в качестве "куратора" захода теплохода в наукоград Борок. В 2014 году, пользуясь тем, что на эти дни выпали продолжительные выходные я решил просто отдохнуть. И, вдруг, я обнаружил что одна из московских туристических фирм предлагает праздничный тур в Калининград как раз на эти даты. Таким предложением грех было не воспользоваться. Тем более, что программа тура была довольно интересной, разнообразной и насыщенной. Не долго думая, я решил, что хочу попасть туда. Ну а раз сказано, значит сделано. И вот, путевка у меня в кармане.

    Утром 12 июня я отправился в аэропорт "Шереметьево". В этот раз я решил воспользоваться услугами "Аэрофлота". Вылет должен был быть из нового терминала D. Вполне закономерно встал вопрос: "А как же туда добираться?". Вариант автобуса от метро "Речной вокзал" был отвергнут сразу, также как и вариант такси. Такое решение было продиктовано прежде всего тем, что утром 12 июня выехать из города в область будет весьма затруднительно, потому что с вечера 11 июня на всех автодорогах будет наблюдаться массовый исход дачников. А значит вероятность опоздать на самолет возрастает в разы. Как быть? Как сказал бы Шерлок Холмс "Элементарно!!!". Конечно же аэроэкспресс.

    До этого я пользовался услугами аэроэкспресса только чтобы добраться до аэропорта Внуково. И вот теперь мне предоставилась возможность сравнить. Скажу сразу, сравнение вышло не в пользу шереметьевского. Кассовый зал и зал ожидания на Белорусском вокзале объединены в один. Да и по размерам он не особо большой. А вот народу в нем скопилось довольно много, что не добавляло комфорта. К каждому из трех кассовых окошек вела довольно внушительная очередь. К автоматам самообслуживания тоже было сложно протолкнуться. А времени до отправления аэроэкспресса все меньше и меньше. Но как-бы там не было, заветный билет у меня в кармане. Надо идти на посадку, но не тут-то было. Хоть диктор из бюро информации и объявил посадку на аэроэкспресс и предупредил о его отправлении через 15 минут, состава на платформе не наблюдалось, И на платформу выпускать нас тоже не торопились. Народ в очереди на выход, начал существенно волноваться.

    И вот, наконец, электричка подана на посадку. Народ облегченно вздыхает, и... продолжает стоять в очереди, потому как на платформу так никого и не пускают. Нечто похожее в Шереметьево у меня уже случалось года три назад, когда я не смог сесть на автобус-шаттл до остановки аэроэкспресса из бывшего терминала № 1. И все потому, что у дежурной не работала рамка металлоискателя. За 10 минут до отправления электрички народ все-таки начали выпускать на платформу. Выход из вокзала находится аккурат около 2-3 вагона и поэтому основная масса пассажиров устремилась именно в них. Не прошло и нескольких минут, как эти вагоны оказались полностью заняты. Я не стал особо заморачиваться и прошел в строну хвоста. В 5-6 вагоне я спокойно сел на удобное место, но народ еще долго шел по проходу в хвост электропоезда в поисках свободного места.

    Одна интересная особенность, в отличие от Киевского вокзала, при посадке на аэроэкспресс на Белорусском вокзале никто билеты не проверяет. Там даже нет турникетов. Билеты проверяются только на выходе с платформы.

    Через 25 минут я уже был в аэропорту "Шереметьево". Большое количество указателей помогли мне довольно точно определить дорогу к терминалу D. Идти туда не близко, но большое количество траволаторов и разъезжающие по аэровокзалу электромобили облегчали путешественникам путь.

    У меня была электронная регистрация билета на рейс, а потому мне перед посадкой осталось только распечатать на специальном терминале посадочный талон и отправиться в "чистую" зону на посадку. Но перед этим - перекур. В свете последних событий, курение в здании аэровокзала запрещено. Место для курения оборудовано в некотором отдалении от выхода.

    Через 2 часа после взлета наш самолет совершил посадку в аэропорте Храброво города Калининграда. Еще в Москве я заранее заказал трансфер в гостиницу, а потому прямо на выходе меня и еще нескольких человек уже ожидал водитель. Первые шаги по Калининградской земле. Никотиновое голодание уже дает себя знать, а значит первым делом надо выкурить сигаретку. Пока курил, ко мне присоединилась одна девушка. По стечению обстоятельств, мы оказались в одной группе. Вместе с ней отправились в город, вместе с ней потом ездили на все экскурсии. Вот только жили в разных гостиницах. Не буду лукавить, с гостиницей ей повезло больше чем мне. Но обо всем по порядку.

    Всего полчаса или около того, и мы въехали в Калининград. Первое впечатление - Черемушки, но проходит еще совсем немного времени, и мы оказываемся в совершенно другом городе и даже как-будто в начале прошлого века: небольшие домики с островерхими крышами, улицы замощенные брусчаткой, узкая трамвайная колея, большое количество деревьев. До сих пор очень жалею, что не достал свой фотоаппарат и не запечатлел все это. В этом тихом месте у нас была первая остановка для высадки около гостиницы "Параисо". Сразу захотелось остаться там. Но моя гостиница была несколько в другом месте. Вообще с этим мне не очень повезло. Изначально я хотел остановиться в отеле-замке "Нессельбек". Но по закону подлости, свободных номеров в нем не оказалось. Пришлось выбрать гостиницу "Олимпик" . Не самый лучший выбор... В этой гостинице был единственный в Калининграде аквапарк. Но меня сразу предупредили, что аквапарк не работает. Да и гостиница сама находится в полупромышленной зоне. Ну а дальше полный набор неудобств: кондиционера нет, холодильника нет, ресторана нет. Если с рестораном вопрос решился довольно просто: в находящемся рядом с гостиницей торговом центре оказался вполне приличный ресторан итальянской кухни, то отсутствие кондиционера и холодильника ни сколько не радовало. Пришлось жить с распахнутым окном.

    На этом я закончу свое вступление и перейду к основном рассказу.
    В конце концов все будет хорошо. А если что-то не хорошо, значит это еще не конец.

  2. 13 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


  3. #2
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,306

    По умолчанию

    После такого длинного вступления я, пожалуй, перейду к рассказу о самом городе.

    Когда-то очень давно, еще в 1255 году на высоком берегу реки Преголя или как ее называли тогда Прегель, рядом с заливом, немецкие рыцари короля Оттокара II и гроссмейстера Ордена Поппо фон Остерна увидели мощные укрепления пруссов.

    Они разрушили эти укрепления и на их месте построили деревянную церковь, а потом чуть западнее - каменную. Таким образом, рыцари закрепились на завоеванной земле. Назвать крепость решили в часть короля Оттокара II - Кёнигсберг, хотя истинным основателем крепости все-таки стоит считать гроссмейстера рыцарского Ордена Поппо фон Остерна.

    Рыцари Ордена покорили земли язычников-пруссов. Многие пруссы погибли, кому-то удалось скрыться в Литве, а кто-то позволил себя окрестить и стал жить с новыми господами. Так и получилось, что от самих пруссов осталось только одно название - Пруссия, которое потом дало свое название одном из крупных европейских государств - Прусскому королевству.

    Рыцари-завоеватели приглашали в свои новые земли колонистов из разных немецких земель. Первые из них и стали жителями трех основных средневековых городов вокруг крепости: Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.

    Альтштадт расположился на участке между крепостью и рекой Прегель, который предварительно осушили и застроили улицами по специальному плану. Чуть восточнее замка, был основан поселок Лёбенихт. И, наконец, на острове между новым и старым руслом Прегеля на одноименном острове появился Кнайпхоф.

    Альтштадт считался аристократическим местом, там селились королевские придворные, родовитые дворяне. В Лёбенихте жители занимались преимущественно сельским хозяйством - это был город земледельцев, пивоваров и ремесленников. В Кнайпхофе сосредоточились, в основном, судовладельцы и купцы. Как говаривали в те далекие годы: "Альтштадту - власть, Кнайпхофу - роскошь, Лёбенихту - земля..."

    Между этими тремя городами нередко возникали конфликты. Прежде всего между Альтштадом и Кнайпхофом. И все из-за того, что стража Кнайпхофа частенько перекрывала альтштадским купцам дорогу на юг.

    В начале XVIII века, а именно в 1724 году, по приказу короля Фридриха Вильгельма I города окончательно объединились. На горе возвышался могучий, представительный и по своему красивый Королевский замок - резиденция прусских королей.

    В августе 1944 года древний королевский замок был разрушен налетами английской авиации. Да и самому городу крепко досталось.

    Ну а наше знакомство с Калининградом началось с парка "Юность", который расположен в районе Трагхайме, который был так назван по прусскому поселению в районе Верхнего пруда. Верхний пруд - это самый крупный водоем в Калининграде. Он возник еще в конце XIII века после того, как рыцари Ордена построили на ручье Катцбах вторую плотину. Сделано это было того, чтобы создать рыболовные угодья. Уровень воды в Верхнем пруду на 22 метра выше уровня воды в Преголе и вместе с Замковым прудом образует целый каскад.

    В начале прошлого века на месте нынешнего парка "Юность" был парк в английском стиле - естественный природный ландшафт, сочетающий зелень, воду, видовые площадки на закрытые и открытые пространства, в парке располагались площадки для отдыха и большой розарий.

    После Второй Мировой Войны территория парка не использовалась до 50х годов. В 1956 году эта территория была отведена под парк культуры и отдыха, в котором позже заработал кинотеатр "Юность". В 1970 году кинотеатр закрыли, после чего он сгорел. А парк остался, пережил трудные времена, и в 80х годах стал выгодно отличаться от соседних неухоженных берегов Верхнего озера - заработала лодочная станция, были обустроены теннисные корты, закрутились карусели. В 1992 году парк получил статус муниципального предприятия "Парк культуры и отдыха "Юность", и к парку стали присматриваться воины-интернационалисты: был заложен сначала камень - знак памяти их павших в горячих точках товарищей, а затем возникла идея установить мемориал.

    В ноябре 2004 года состоялась презентация проекта "Возрождение парка "Юность", и к весне 2008 года парк был полностью реконструирован: была произведена обширная реконструкция парка (ограждена территория, проведены работы по благоустройству и озеленению территории, а конкурс "Назови аллею в возрожденном парке "Юность" наградил аллейки парка своими названиями: Аллея Влюбленных, Солнечная, Державная, Согласия, у Лукоморья, Поэтическая и Вдохновения; через речку Голубая перекинули романтичные мостики - Поцелуев и Желаний); было сдано в эксплуатацию здание Межрегионального общественного фонда "Центр развития межличностных коммуникаций", открыто "Парк-Кафе"; заработали крытый ледовый каток и площадка картинга; проведена модернизация аттракционов. После длительного перерыва вновь открыта лодочная станция с причалом для прогулочных лодок и катамаранов - летом 2009 года.

    По программе посещение парка предусматривало катание на колесе обозрения



    К моему великому сожалению, все кабинки оказались застекленными, а потому пофотографировать в волю не удалось, но все-таки кое-какие фото с колеса обозрения я покажу:











    Катание на колесе обозрения не обошлось без маленького приключения. Когда мы уже проехали 3/4 пути наша кабинка повисла в воздухе и ни туда и ни сюда. Колесо обозрения встало!!! Не самые приятные ощущения висеть между небом и землей. Да еще порывами ветра кабинку ощутимо покачивало. Могу представить, каково было тем, кто оказался подвешенным на самой верхней точке. Также не прибавляло оптимизма мельтешение внизу работников парка которые то полностью вырубали электропитание, то опять его включали. Затем появился местный "мегавольт" с большим удлинителем и попытался кинуть питание на электрощит колеса от соседнего аттракциона. Для полного комплекта не хватало только нанайских ритуальных плясок с шаманским бубном. Но как-то смогли обойтись без них. А вот одной семье из нашей группы повезло больше всех - они совершили два круга Работники не успели их выпустить их из кабины.
    В конце концов все будет хорошо. А если что-то не хорошо, значит это еще не конец.

  4. 9 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


  5. #3
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,306

    По умолчанию

    Следующей нашей остановкой был Замковый или Нижний пруд. Впервые он упоминается в грамоте Тевтонского ордена, относящейся к 1256 году. Тогда при строительстве водяной мельницы рыцари перегородили плотиной ручей Катцбах, который растекся и образовал пруд, названный по первости Мельничным. Но позже братья-монахи возвели вторую плотину на севере - образовался верхний пруд, где хорошо ловилась рыба. Но об этом я уже писал выше.

    В 1525 году орденский замок стал герцогским двором, а Мельничный пруд был переименован в Замковый. Через 79 лет, по приказу тогдашнего регента Пруссии курфюрста Георга Фридриха Бранденбургского на пруду поселили пару лебедей. Они прижились, дали потомство...

    В 1753 году через Замковый пруд был построен мост. Постепенно горожане научились ценить красоту этого сооружения, а дворяне стали возводить на берегах пруда свои дворцы.

    В 1810 году Замковый пруд был передан королем Фридрихом Вильгельмом III муниципальным властям Кёнигсберга - с обязательством сохранить его в муниципальной собственности.

    Давайте посмотрим на Замковый пруд









    Сегодня через Замковый пруд ведут три моста, а в конце августа 1944 года почти все вокруг пруда было разрушено во время воздушных налетов. Мы пройдем по одному из мостов - Музейному.

    С одной стороны около моста находится памятный знак, посвященный летчикам полка "Нормандия-Неман"





    В 1942 году по предложению Шарля де Голля в составе советских ВВС была создана добровольческая эскадрилья "Нормандия". Затем эскадрилья стала полком, который в 1944 году вместе с частями 3-го Белорусского фронта принимал участие в боевых действиях, в том числе и на территории Восточной Пруссии. Последний воздушный бой летчики полка приняли 12 апреля 1945 года в небе над Пиллау (ныне г.Балтийск о котором рассказ будет позднее). За высоки заслуги экипажей полку было присвоено почетное наименование "Неманский".

    Справедливости ради, стоит сказать что это уже второй памятный знак: первый был установлен 9 мая 1984 года, но затем демонтирован. 11 октября 2007 года в честь 65-ти летней годовщины создания эскадрильи был установлен новый памятный знак по проекту архитектора О.Сальникова. К сожалению, сами видите в каком он состоянии пребывает ныне.

    На другом берегу пруда, на набережной которая носит имя Александра Маринеско установлен памятник этому герою-подводнику





    Поздним вечером 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием Александра Ивановича Маринеско потопила немецкий лайнер "Вильгельм Густлоф" водоизмещением 25000 тонн, в числе пассажиров которого, кроме беженцев находились экипажи подводных лодок. В том же походе, несколько позже, подводная лодка потопила транспорт "Генерал фон Штойбен", на борту которого находились офицеры, солдаты, матросы и боевая техника танковой дивизии.

    В конце XIX века кёнигсбергское купечество на берегу Замкового пруда построило себе клуб с красивым порталом и газовым освещением - Биржевой сад, окруженный неплохим земельным участком. Кстати, тогда же Союз защиты животных на свои средства соорудил у моста домик для лебедей.

    В 1895 году у северо-восточной части пруда была построена городская больница, а в 1912 южнее появился великолепный Городской концертный зал (Штадтхалле). Он был построен архитектором Зеелем по инициативе известного обербюргермайстера Зигфрида Керте и стал подлинным центром музыкальной жизни Кёнигсберга. В большом зале бывшего Штадтхалле проходили удивительные симфонические концерты под управлением знаменитого дирижера Макса Броде и концерты "Нового звучания" Германа Шерхена. Ныне в огромных залах музея находятся выставки, рассказывающие о природе, истории и культурной жизни региона.

    В музее в настоящее время работают отделы: природа, археология, этнография и история Восточной Пруссии, восстановление Калининградской области после 1945 года; кроме того, выставки живописи и графики современных художников.







    На площади перед Штадтхалле установлен вот такой счетчик времени. Он отсчитывает время до 100-летия победы в Гумбинненском сражении Первой Мировой войны.



    Первая Мировая война (28 июля 1914 г. - 11 ноября 1918 г.) - один из самых крупных вооруженных конфликтов в истории. Россия вступила в войну 1 августа 1914 года. Русской армии пришлось начать наступление в Восточной Пруссии, не дожидаясь полного завершения мобилизации войск из-за стремления захватить инициативу, быстро разгромить находящиеся здесь немецкие силы, тем самым сняв опасность, грозившую фронту с севера, и открыв дорогу на Берлин.

    Сражение, вошедшее в историю как Гумбинненское, произошло в самом начале войны, 20 августа 1914 года. Оно состоялось после того, как 1-я русская армия генерала П.К. фон Ренненкампфа вошла в Восточную Пруссию.

    Для русских войск изначальное положение было не завидным: на поле боя германцы (8-я армия генерала М. фон Притвица) обладали численным и огневым превосходством. Бой, длившийся весь день, был тяжелым и напряженным, однако, русским войскам удалось выстоять - они храбро сдерживали атаки германской армии, а затем контратаковали.

    Под вечер противник начал отходить, некоторые роты бежали. Доблестная 27-я дивизия генерала А.М.Адариди в ходе недолгого преследования взяла 12 орудий, 2000 винтовок и около 1000 пленных.

    Тогда же М.фон Притвиц, получив сообщение о том, что 2-я русская армия пересекла южную границу Восточной Пруссии, приказал отступать. Фон Ренненкампф решил не преследовать.

    Хотя результаты сражения при Гумбиннене не приобрели широкой мировой известности, историки подчеркивают их важное значение. Дальнейшее продвижение русских войск в Восточной Пруссии повлияло на верховное немецкое командование. Ввиду успехов на западном фронте оно решило перекинуть два корпуса и кавалерийскую дивизию на восток. Это внесло лепту в стратегическую победу англо-французских войск на Марне, когда был сорван немецкий блицкриг, что обрекло Германию на затяжную войну. Впоследствии французский маршал Ф.Фош вспоминал: "Если Франция не стерта с лица земли, то этим, прежде всего, мы обязаны России".
    Последний раз редактировалось Botsman; 09.04.2017 в 16:21.
    В конце концов все будет хорошо. А если что-то не хорошо, значит это еще не конец.

  6. 8 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


  7. #4
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,306

    По умолчанию

    А теперь мы пройдем к Центральной площади, где когда-то возвышался замок. Сейчас это тихое и спокойное место. Но, пожалуй, ничего не осталось на берегах пруда от старого Кёнигсберга. Над водами пруда не звучат больше концерты, практически исчезли кафе и рестораны. На краю площади, где раньше шумел Росгартенский базар, возвышаются сейчас жилые новостройки. На первом этаже одной из них находится Дворец бракосочетаний.



    Место это относительно немноголюдное. А раньше Росгартенский рынок был самым оживленным местом, восточнее замка.Тут же поблизости находились Крестовые ворота, а перед ними - виселица для публичных казней. Более двухсот лет, с 1705 по 1920 год в этом месте находился рынок.

    Если остановиться на этой площади и посмотреть на юг, то именно отсюда открывается потрясающий вид на Центральный остров с Кафедральным собором.



    Почти у каждого города есть свои символы: Эйфелева башня и крыши Монмартра в Париже, Биг-Бен - в Лондоне, высоченный собор - в Кёльне, Русалочка - в Копенгагене... В Калининграде таких символов два: один - кёнигсбергский, исчезнувший в конце 60-х годов прошлого века. Другой - калининградский, торчащий в центре города уже третий десяток лет. Это - Королевский замок - Дом Советов.

    В этот раз я воспользуюсь архивными фотографиями, чтобы показать каким же он был - Королевский замок.

    Королевский замок был построен после 1255 года - вскоре после похода короля Оттокара II в Самбию. В XIV веке в замке располагался маршал - военный руководитель тевтонского ордена (глава ордена - Великий Магистр - находился в замке Мариенбург). Однако в 1457 году поляки лишили Великого Магистра тамошней резиденции. В результате маршалу пришлось потесниться. А после 1525 года, когда было упразднено орденское государство, а на его территории создано прусское герцогство, замок стал резиденцией прусских герцогов.

    18 января 1801 года, после коронации курфюрста Фридриха III (который сам себе надел корону), замок стал королевской резиденцией - и оставался ею на протяжении двух столетий, до 1918 года, когда в результате революции в Германии был свергнут император Вильгельм II.





    В средние века башня Королевского замка использовалась в качестве пожарной каланчи. Также с башни (имевшей высоту 82 метра со стороны замкового двора) два раза в сутки городские музыканты играли хоралы. на восходе солнца звучала церковная музыка "Боже, не оставь нас своей милостью", на закате - "Спокойно спят луга, поля".

    В 1737 году в подвалах северного флигеля был открыт винный ресторан "Блютгерихт" ("Кровавый суд"), снискавший впоследствие всемирную известность.

    В 1937 году ресторан торжественно отметил свое двухсотлетие. Посетителям наливали вино "Блютгерихт № 7" более чем столетней выдержки.

    В 1924 году замок был переоборудован под музейный комлекс. Там разместились городская картинная галерея, Прусский музей и музей Ордена, управление по охране памятников.

    В августе 1944 года, в ту роковую для Кёнигсберга ночь, когда город подвергся массированной бомбардировке, замок практически выгорел. В 1945-м, накануне штурма Кёнигсберга советскими войсками, гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох собирался затащить на башню замка здоровенную пушку, чтобы жахнуть по нападающим. Но комендант города Отто Ляш этой идеей не вдохновился. Чтобы спасти историческую достопримечательность, он распорядился устроить в замке лазарет, охраняемый всего десятком эсэсовцев, которые во время штурма не оказали вообще никакого сопротивления.

    Вот так выглядел Королевский замок после налетов и штурма







    Королевский замок уничтожался поэтапно. Сразу же после войны на его территории заработала камнедробилка: заготавливался кирпич. Постоянная вибрация, а также снег и дождь привели к тому, что в ночь с 14 на 15 декабря 1952 года рухнули верхние этажи главной башни. Прямо на проезжую часть. После этого какое-то время остатки башни еще пытались сохранить, но... городские власти распорядились: "Взорвать!" и с помощью 810 килограммов тротила башня вместе со всем южным крылом замка исчезла навсегда. Взрывали ее в период с 12 февраля по 10 марта 1953 года.

    Но продолжали стоять: все западное крыло, башня Хабертурм, огромнейшее, почти кубической формы здание - бывшая летняя резиденция прусских королей.
    В конце концов все будет хорошо. А если что-то не хорошо, значит это еще не конец.

  8. 11 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


  9. #5

    Регистрация
    04.06.2012
    Адрес
    г. Королев МО
    Сообщений
    1,548

    По умолчанию

    Спасибо, как всегда ваши рассказы и фотографии на высоте. Ждем продолжения.

  10. 1 пользователь сказал cпасибо Маринару за это полезное сообщение:


  11. #6
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,306

    По умолчанию

    Судьба Королевского замка еще не была решена окончательно. Как, собственно, и судьба всего города.С одной стороны, первый главный архитектор Калининграда П.В.Тимохин считал, что "города Кёнигсберг и Кёнигсберская область реконструироваться не будут" и писал на имя Г.М.Маленкова:
    Прошу дать указание создать в г.Калининграде республиканский центр по разборке зданий, который мог бы централизовано снабжать строительными материалами, полученными от разборки, любые стройки страны. Только по Калининграду можно получить от разборки разрушенных зданий около двух миллиардов штук кирпича, благодаря чему можно сэкономить основные капиталовложения на строительство 20-25 кирпичных заводов.
    С начала 50-х годов в центре города полным ходом шла расчистка завалов - обустраивался Ленинский проспект.

    21 марта 1959 года градоначальник распорядился отремонтировать подпорную стенку западной террасы замка.

    Но в этом же году - 22 июня - создается комиссия по вопросу о сносе семиугольной башни Хабертурм, которая якобы "...угрожает обвалиться на трамвайные пути".

    Башню сносят. Замок, превращенный в руины, стоит еще несколько лет. Пока Косыгин, тогдашний председатель Совета Министров СССР, наведавшись в Калининградскую область, не поинтересовался у тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Коновалова: "А что это у вас за х...ня в центре города"

    Тот будто бы ответил: "Здесь мы собираемся замок восстановить и открыть краеведческий музей"

    На что Косыгин, чуть не подавившись языком от возмущения, якобы рявкнул: "Музей чему?! Прусскому милитаризму?! Вы что, ох...ели?! Чтоб завтра же его здесь не было!".

    И Коновалов начинает действовать.

    6 июня 1966 года появляется решение "О проекте детальной планировки центра города". С резолюцией Коновалова: "Одобрить. Дом Советов расположить на территории бывшего Королевского замка".

    1 августа 1966 года создается комиссия "для разработки мероприятий по разборке замка". К 27 августа она накропала детальный план из множества пунктов. вплоть до организации специального штаба по руководству взрывными работами и вывозу завалов (предполагалось получить около 220 тысяч кубометров кирпично-булыжного крошева).

    Калининградская интеллигенция пыталась бороться. Писатель Юрий Иванов, историк Виктор Строкин добрались до грозной и могущественной Екатерины Алексеевны Фурцевой, министра культуры, и даже почти убедили ее в том, что замок необходимо сохранить. Но изменить генеральную линию партии даже Фурцевой оказалось не под силу.

    30 октября 1965 года в "Литературной газете" было напечатано открытое письмо, подписанное В.Еремеевым - председателем правления Калининградского отделения Союза архитекторов, Л.Зорькиным - главным архитектором института "Калининградгражданпроект", В.Ершовым - ответственным секретарем Калининградского отделения Союза писателей РСФСР, Г.Зуевым и Шемендюком - Героями Советского Союза, участниками штурма Кёнигсберга.
    ... над замком нависла угроза уничтожения. ...Замок, имеющий архитектурно-художественное значение ка памятник зодчества прошлых веков, придающий городу своеобразный. неповторимый облик, должен быть спасен!
    4 ноября 1956 года "подписантов" по очереди вызвали "на ковер" к Коновалову. Героя Советского Союзе Шемендюка "дожали" - он отказался от своей подписи под обращением в "Литературке", другие "подписанты" были зачислены в пособники "реваншистов"... Их выбросили из культурной и научной жизни страны: писателей перестали печатать, историков поувольняли....

    Первые плановые взрывы прогремели 12 апреля 1967 года. В магазинах "Детский мир" и "Ромашка", в молодежном кафе, расположенном рядом с замком, был объявлен нерабочий день. С 11:00 до 13:00 - перекрывается все движение, выставляется отцепление.

    Следующая серия взрывов прогремела 9 декабря 1967 года, 3 января и 12 февраля 1968 года. С 10:00 до 17:00 в эти дни заваливалось мощнейшее западное крыло замка. В местной прессе на последних страницах мелким-мелким шрифтом уведомлялось об изменении маршрутов городского транспорта. О замке - ни слова.







    Разборка руин завершилась к 1 января 1969 года. Серия очередных взрывов должна была разнести на молекулы последние уцелевшие фрагменты замка. 7 мая, 14 августа, 11 ноября... последний взрыв - 27 мая 1970 года - "закрыла тему" Королевского замка. Навсегда - так думалось партийным и городским властям.

    Не могу не рассказать об одном забавном случае, произошедшем в 1969 году при разборке завалов после взрыва Королевского замка. Всю черновую работу выполняли солдаты. Однажды они все поголовно оказались в умат пьяными. И на следующий день тоже. И еще....

    Офицеры ломали головы:денег у тогдашних солдат-срочников не было по определению, надзор за ними - строжайший, в самоволку никто не ходит. Но вот ведь ерунда какая: утром прибывают из казарм трезвые, а к обеду все уже на веселе. А к вечеру и вовсе лыка не вяжут.

    К исходу недели отцы-командиры дознались: солдатики наткнулись на погреба "Блютгерихта". И шесть дней "дегустировали" отборнейшие вина многолетней выдержки. Да так эффективно, что, когда офицеры сами ломанулись в заветный подвал, там оставалось... половина боченка самого молодого вина, 37-летней выдержки.

    А уже 13 ноября 1970 года Совет Министров РСФСР утвердил строительство в Калининграде Дома Советов. Идеологическое обоснование - железное: на месте. где столетиями короновались прусские короли, воздвигнуть материальный символ новой власти - советской.

    17 ноября по этому вопросу в Совмине состоялось специальное совещание, на котором и было определено: "... с 1 декабря 1970 года приступить к строительству Дома Советов". Запланированная дата завершения строительства - 1974 год.

    Проект "двойной колоды" был разработан в творческой мастерской ЦНИЭП архитектором Ю.Шварцбреймом.

    Справедливости ради, следует сказать, что Шварцбрейм предполагал выстроить дом из стекла и бетона, куда из ненавистных Коновалову "немецких домов" должны были переехать облисполком и обком партии. Но местная промышленность в начале 70-х могла предложить лишь навесные панели из бетона. Проект пришлось "подкорректировать".

    И завертелось: в землю было забито 1148 свай. А в смету - первоначально - около 5 миллионов рублей. Но этих денег не хватило даже на то, чтобы построить "коробку". Пришлось просить у Совмина дополнительного финансирования. В результате так и остался Дом Советов 30-тилетним недостроем.



    Правда, по утверждению наше экскурсовода, за небольшую мзду охранники этого долгостроя пропускают желающих на крышу здания. Правда подниматься на крышу придется пешком.



    И вот что мы имеем в результате



    На этом я пока немного прервусь, чтобы не сильно загружать информацией моих читателей. Чуть позднее я расскажу о прогулке по реке Преголя на катере (какой-никакой, а круиз).

    ---------- Добавлено ----------

    Цитата Сообщение от Маринару Посмотреть сообщение
    Спасибо, как всегда ваши рассказы и фотографии на высоте. Ждем продолжения.
    Всегда пожалуйста!!! У меня в запасе есть еще кое-что. Так что как только поделюсь здесь своими старыми наработками, обязательно расскажу о новых путешествиях.
    В конце концов все будет хорошо. А если что-то не хорошо, значит это еще не конец.

  12. 10 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


  13. #7

    Регистрация
    13.05.2011
    Адрес
    Москва, молодая
    Сообщений
    35,438

    По умолчанию

    Сергей, спасибо, очень интересно!
    Я в прошлом году тоже ездил на 3 дня в Калининград и окрестности. Мне казалось, что в городе мы практически всё успели посмотреть. Но такое ощущение, что бы были в разных Кёнисбергах.
    У нас тоже был интересный круиз Калининград-Балтийск. Когда-нибудь я, надеюсь, тоже расскажу об этом.
    Хочу в круиз!
    Всё написанное выше - это всего лишь моё мнение, если не приводится прямой ссылки на источник.
    С уважением, Максим!

  14. 3 пользователей сказали cпасибо ЛЮМакс за это полезное сообщение:


  15. #8
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,306

    По умолчанию

    ЛЮМакс, про Балтийск я еще расскажу Там мы тоже были. И даже отметился на самой западной точке России.
    В конце концов все будет хорошо. А если что-то не хорошо, значит это еще не конец.

  16. 2 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


  17. #9

    Регистрация
    13.05.2011
    Адрес
    Москва, молодая
    Сообщений
    35,438

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Botsman Посмотреть сообщение
    ЛЮМакс, про Балтийск я еще расскажу Там мы тоже были. И даже отметился на самой западной точке России.
    Аналогично, Сергей. Тоже были. Вот только до рассказа я нескоро доберусь, видимо. (
    Хочу в круиз!
    Всё написанное выше - это всего лишь моё мнение, если не приводится прямой ссылки на источник.
    С уважением, Максим!

  18. 1 пользователь сказал cпасибо ЛЮМакс за это полезное сообщение:


  19. #10
    Аватар для Botsman
    Регистрация
    12.05.2011
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,306

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от ЛЮМакс Посмотреть сообщение
    Аналогично, Сергей. Тоже были. Вот только до рассказа я нескоро доберусь, видимо. (
    Макс, так добавляй свои фото здесь и дополняй рассказ. Потому что я тоже не весь город обошел - многое осталась за кадром. В частности Амалиенау - для меня остался белым пятном.
    В конце концов все будет хорошо. А если что-то не хорошо, значит это еще не конец.

  20. 2 пользователей сказали cпасибо Botsman за это полезное сообщение:


Похожие темы

  1. [по реке] День России на Рязанской Земле. "Василий Чапаев": Москва-Рязань-Москва, июнь 2016.
    от террановец81 в разделе Рассказы и отзывы
    Ответов: 42
    Последнее сообщение: 26.12.2016, 19:12
  2. День независимости России на "Славянове"
    от светлана в разделе Рассказы и отзывы
    Ответов: 20
    Последнее сообщение: 20.06.2011, 23:59
  3. День независимости России на "Славянове"
    от светлана в разделе Собираемся в круиз. Кто с нами?
    Ответов: 18
    Последнее сообщение: 15.06.2011, 20:51

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •