Королевская площадь устроена по приказу Генриха IV в 1605 году и была она тогда самой большой площадью Парижа. В том смысле, что это действительно было пространство способное вместить изрядное количество людей или войск, Париж был очень плотно застроен и таких площадей не имел. По мнению некоторых, разбита эта площадь на месте Турнельского дворца, но я с этим не соглашусь. Южная оконечность дворца (грандиозного сооружения!) проходила по северной оконечности этой площади (то что на фото). Площадь Вогезов расположена ближе к улице Сент-Антуан, чем был расположен Турнельский дворец. И где была эта чертова стена и тот «уголок»?
Дальше я прошла по улице Вольных горожан к музею Карнавале, надеясь купить бумажную карту Парижа 16 века, помню там замечательный музейный магазинчик был. А музей закрыт до 2019 года на реконструкцию! О, как я успела в прошлом году посетить его! Пожалуй, самый интересный музей Парижа, ведь там рассказывается о Париже, к тому же вход бесплатный. Делать нечего, возвращаюсь по улице Севинье на улицу Сент-Антуан и упираюсь в церковь Сен-Поль на противоположной стороне ул. Сент-Антуан. Церковь Сен-Поль, разумеется, была в 16 веке, но только не здесь, а на одноименной улице (слева от нынешней церкви), но местечко это особенное, запоминаем.
От уровня церкви Сен-Поль видно как раздваивается улица. Древняя Сент-Антуан уходит налево, потом переходит в улицу Франсуа Мирона, упирается в Ратушу. Но улицы Франсуа Мирона в 16 веке не было, в смысле улица была, но названия такого не было. Предполагаю, что это и есть улица Тиксерандери, по которой миньоны предлагали Бюсси добраться до улицы Сент-Антуан от набережной после бала во дворце Монморанси.
Справа прорублена в гораздо более позднее время улица Риволи – она выведет к Лувру. В перспективе в дымке видна башня Сен-Жак, всё что осталось от одноименной церкви начала 16 века. Башня расположена позади площади Шатле (ели смотреть от Сены, если отсюда, то площадь слева будет), где в 16 веке располагался Большой дворец – Гран-Шатле, который тоже упоминается в маршруте Бюсси.
Ну что ж, путь логичный и самый короткий, особенно хорошо виден на схеме 16 века.
А.Дюма "Графиня де Монсоро"
«Глава I
Свадьба Сен-Люка
В последнее воскресенье Масленицы 1578 года, после народного гулянья, когда на парижских улицах затихало шумное дневное веселье, в роскошном дворце, только что возведенном на берегу Сены, почти напротив Лувра, для прославленного семейства Монморанси, которое, породнившись с королевским домом, по образу жизни не уступало принцам, начиналось пышное празднество. Сие семейное торжество, последовавшее за общественными увеселениями, было устроено по случаю бракосочетания Франсуа д’Эпине де Сен-Люка, наперсника и любимца короля Генриха III, с Жанной де Коссе-Бриссак, дочерью маршала де Коссе-Бриссака……»
«– Говорят, что парижские улицы по ночам небезопасны, а Сент-Антуанское предместье весьма уединенная часть города. Какую дорогу вы посоветовали бы мне избрать?
– Черт побери! – сказал Келюс. – Луврскому перевозчику непременно придется ждать вас всю ночь до утра, поэтому на вашем месте, сударь, я воспользовался бы маленьким паромом в Прэ-о-Клерк и спустился бы вниз по реке до угловой башни, затем я пошел бы по набережной до Гран-Шатле, и дальше по улице Тиксерандери добрался бы де Сент-Антуанского предместья. Коли, дойдя до конца улицы Сент-Антуан, вам удастся без всяких происшествий миновать Турнельский дворец, вероятно, вы живым и невредимым постучитесь в дверь вашего таинственного дома. – Благодарю за столь подробное описание дороги. Итак, вы сказали: паром в Прэ-о-Клерк, угловая башня, набережная до Гран-Шатле, затем улица Тиксерандери, затем улица Сент-Антуан. Будьте уверены – я не сверну с этого пути, – пообещал Бюсси.»
Понятно, что мне не интересна новая улица и я немедленно ныряю снова вглубь квартала направо. А тут всё как было в 16 веке, улица Руа де Сисиль расположена точно там же, точно также называется, по-прежнему именно она, а не Риволи, является условно продолжением улицы Сент-Оноре, если не считать мутного квартала Ле Аль, который придётся преодолеть.
А.Дюма "Графиня де Монсоро"
«Глава X
О том, как Бюсси отправился на поиски своего сна, все более и более убеждаясь, что этот сон был явью»
…«А прежде всего, – закончил Бюсси, – чтобы правильно взяться за дело, наденем-ка мы костюм, более подходящий для ночного гуляки, и – к Бастилии. Это решение вряд ли можно было назвать разумным. Ибо какой рассудительный человек, подвергнувшийся нападению в глухом закоулке и чудом избежавший смерти, отправится на следующий день, примерно в тот же поздний час, на поиски места происшествия? Однако, Бюсси именно так и собирался поступить. Не раздумывая больше, он поднялся в свои комнаты, приказал слуге, сведущему в искусстве врачевания, которого он на всякий случай держал при себе, потуже перевязать рану, натянул высокие сапоги, доходившие до половины бедер, выбрал самую надежную шпагу, завернулся в плащ, сел в носилки, остановил их в конце улицы Руа-де-Сисиль, вылез из носилок, наказал своим людям ожидать его возвращения и зашагал по улице Сент-Антуан к площади Бастилии.»
Правда я сейчас двигаюсь в обратном направлении К дому Бюсси на улице Гренель-Сент-Оноре, но вот то место, где Бюсси вышел из носилок.
Ах да, чуть не забыла. Квартал Маре близ Бастилии издревле так же являлся местом поселения евреев. Помните:
А.Дюма "Графиня де Монсоро"
«Глава II,
из которой следует, что не всегда входит в дом тот, кто открывает дверь»
… «– Я пришел сюда, – продолжал герцог Анжуйский, старательно растягивая слова, словно желая навеки запечатлеть в памяти слушателей каждый звук, – я пришел сюда посоветоваться с евреем Манасесом, он умеет гадать на стекле и кофейной гуще. Как вы знаете, Манасес проживает на улице Турнель…»
В районе по-прежнему много синагог, вот одна из них.
Дальнейшее продвижение по улице Руа де Сисиль, переходящей в улицу Ломбардцев, выводит меня на Севастопольский бульвар, проложенный относительно недавно и связывающий Восточный вокзал с центром города, с Сите. Мне надо перейти вот туда, где красный навес.