Жёсткие рамки отпуска и желание попасть в круиз на о. Соловки привели нас к известному лоукостеру «Речтурфлот». Однако г-н Павельев не вывел в заявленные майские рейсы ни т/х «Г.В. Плеханов», ни т/х «Мамин-Сибиряк». Деньги были возвращены, и перед нами встал вопрос выбора «плыть или не плыть». Не плыть было печально, а идти особо некуда – бюджет уже был определён. В итоге в последний момент было принято решение пойти на другом лоукосте до Питера (с заявленными Валаамом и Кижами) – компания «Латти» (С.-Петербург), т/х «Очарованный странник» (Нижний Новгород). Наши ожидания первоначально не были обмануты – после часового ожидания посадки /туроператор он-лайн ответил, что на посадку можно прийти за 3 часа, что не соответствовало действительности/ мы благополучно разместились в каютах выбранных категорий. Сразу стало понятно, что пункт договора «фактический турпродукт может отличаться от представленного в рекламных буклетах и на фотографиях на сайте», не напрасен. Палубная мебель практически отсутствовала, каркасы тентов были утрачены. Отсутствие вложений в ремонт судна компенсировалось неуёмной весёлостью и огромным позитивом аниматоров из Перми. После отхода от причала СРВ вежливый молодой человек изарт-бригады обходил туристов с вопросом «Как разместились? Всё ли хорошо?» На моё предложение добавить стульев на палубы за счёт мебели из кинозала (стулья там лёгкие складные, а при жаркой погоде в кинозале всё равно находиться никто не мог) был получен ответ, что «едва ли это возможно». В результате это стало возможно путём выноса стульев туристами. Впрочем, экипаж каждый раз, увидев свободный стул, возвращал его в кинозал. (Спасибо, не выдёргивали из-под отдыхающих.)
Первый ужин и последующие дни показали высокое качество питания на борту. Питание можно смело назвать отличным, нижегородский экипаж ресторана на высоте. Впрочем, саму организацию назвать отличной нельзя: питание двухсменное, при этом питание второй смены не имело чёткого времени, а заявлялось «по готовности ресторана», что вносило неопределённость. Тем более неясно, для чего такое решение, при том что по факту вторая смена всегда начиналась через час после первой. Уже упомянутый позитив арт-бригады безусловно заслуживает всяческих похвал. Но только от тех, кто вписывался в их представление об организации отдыха на теплоходе. Вообще это было заметно и по организации развлечений, и по организации питания – здесь директор круиза и директор ресторана были солидарны, они делали так как удобно им (директор ресторана даже прилюдно это подтвердила, о чём будет сказано ниже). Отношение к детям было откровенно хамским – на вечерние программы их не пускали, вне зависимости от возраста (моя старшая дочь в прошлом году на теплоходе турфирмы «ГАМА» путешествовала в своей каюте, участвовала в вечерних мероприятиях – никаких проблем!). Тот же вежливый молодой человек из арт-бригады не разрешал детям без родителей выходить на палубы. Загнав в читальный салон, для просмотра мультфильмов, господа аниматоры забывали включить эти мультфильмы, уходили курить и не возвращались. А дети сидели час и ждали. И жаль, что я не нашёл автора высказывания, прозвучавшего на этом позитивном судне в адрес детей: «Запереть бы их всех в трюме как на «Булгарии» !!! Кстати о курении: было много сообщений по судовому радио об ответственности за курение в неположенных местах и о полном запрете курения на палубах с 1 июня. Но ничего не изменилось в июне, пепельницы стояли на корме средней и шлюпочной палубы. Хотя на многих судах, как это и было со времён СССР, для курения отведено ОДНО место, оборудованное СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗАПОЛЕННЫМИ ВОДОЙ ПЕПЕЛЬНИЦАМИ!!!
В Онежское озеро т/х не мог выйти 10 часов из-за высокой волны. Директор круиза Сабурова Н.Ю. в связи с отменой стоянки на Валааме по погодным условиям, предоставила туристам, которые не смогли воспользоваться компенсационной экскурсией в С.-Петербурге, соответствующие справки, для предоставления по месту покупки тура и получения компенсации от "Латти" за не оказанную услугу (экскурсия на о."Валаам"). Компания «Инфофлот», в которой мы покупали путёвки, проигнорировала все мои запросы по этому поводу. То, что судно не было допущено в Онежское озеро 28.05.14, не вызывает никаких вопросов и претензий. Однако никакими справками не было отражено следующее изменение в расписании: 29.05.14 при следовании в С.-Петербург, согласно ранее заявленному изменению, т/х "Очарованный странник" встал на якорь при выходе из Свири в Ладожское озеро, и через несколько часов отправился в обратный путь по Свири в Лодейное Поле на ночную стоянку, с отправкой туристов автобусом рано утром из Лодейного Поля в Санкт-Петербург. Причина была названа та же - высокая волна. При этом непосредственно в момент проведения организационного собрания 18-00 - 19-00 навстречу т/х "Очарованный странник" прошли по направлению к Ладожскому озеру т/х "Принцесса Анабелла" и т/х "А.С. Попов". Собравшимся на собрании было объявлено, что "Анабелла" также не выйдет в Ладогу, а про т/х "А.С.Попов" ничего сказать не могут - неизвестен его класс регистра. Оба этих судна были в С.-Петербурге утром 30.05.14, то есть прошли Ладожское озеро в то время как т/х «Очарованный странник" стоял в "Лодейном поле". Т/х "Очарованный странник" прибыл С.-Петербург вечером 30.05.14, к ужину.
Значительная часть туристов (более 30 человек), включая нас, осталась на судне ночевать в «Лодейном поле». В 6 утра т/х отправился по направлению к «С.-Петербургу». На завтраке мы с удивлением обнаружили, что нас «расселили» по разным столам, при том что наш столик в полном составе (!) – пять человек – остался на теплоходе. На вопрос о причине директор ресторана ответила: «нам так удобнее» !!!
Моё частное мнение не является экспертным, тем не менее считаю необходимым отметить, что со стороны "Латти" не предоставляется исчерпывающая информация в адрес туристов - если т/х "Очарованный странник" по своему состоянию имеет более строгие ограничения по выходу в озёра в сравнении с судами такого же класса, нужно информировать туристов о повышенных рисках невыполнения маршрута. В целом же и вовсе не корректно ставить такое судно на линию Москва - С.-Петербург - Москва.
Тем более что т/х "Очарованный странник" очевидно находиться в технически неисправном состоянии - не работает, например, носовое подруливающее устройство - что вероятно и вынудило капитана Пушкарёва В.П. принимать управление судном на себя при заходе во все шлюзовые камеры, вне зависимости от вахты. Матросы в большинстве своём не знакомы с судном и его устройством, не могут плотно закрыть иллюминатор (либо он уже в принципе не затягивается). При похолодании включили отопление – один раз прошли стравили воздух из батарей. В дальнейшем батареи постоянно завоздушивались, мне приходилась самостоятельно в двух каютах стравливать воздух, чтобы заполнить батареи теплоносителем. Остальные туристы в основном терпели так. В целом, в отличие от работников ресторана, проводниц и аниматоров, работа судоводителей и боцмана были не на высоте. Можно только пожелать поварам и официантам найти более ответственного работодателя, работы на технически исправном судне, с регулярной выплатой зарплаты. Потенциальным туристам порекомендовать основательно взвесить все отзывы о данном «турпродукте». А турфирме «ЛАТТИ», и другим турагентам, предлагающим данный теплоход, пожелать быть честными со своими клиентами! Как говорил герой Джеймса Белуши в фильме «Как преуспеть в делах» - «зачем Вам обманывать людей и говорить, что Вы продаёте высококачественные продукты? Лучше напишите, что Вы продаёте дерьмовые продукты, но дёшево!»