Рассказ о круизе Киев - Одесса - Ялта - Киев в 1990 году на теплоходе Николай Добролюбов.
Вступление.
Круиз был с 01.06.1990 по 18.06.1990 на теплоходе Николай Добролюбов проекта 301. Сейчас этот теплоход работает у вас в России. Он совершает круизы по маршруту Москва-Санкт-Петербург. При СССР этот теплоход совершал круизы по Днепру и Чёрному морю.
В 2010 году лайнер переименовали. Сейчас он называется Андрей Рублёв.
К сожалению не могу выложить фото из круиза. Это было при СССР. Тогда не было ни цыфровых фотоаппаратов, ни интернета. Свой рассказ я пишу с дневника который я вёл в круизе. В рассказе будут приведены исторические факты, а также описания мест стоянки лайнера. Эти данные я взял из путеводителей и литературы.
Привожу расписание круиза, время прибытия и отправления.
01.06.1990. Киев. Посадка. Отпр. 0.00
02.06.1990. Канев. Приб. 8.00. Вообще то на пути в Ялту стоянка по Каневу была не предусмотрена. Но теплоход сделал остановку в Каневе. По Каневу нас снимала съёмочная группа Первого канала общесоюзного телевидения (теперь это канал ОРТ). У наших сопровождающих брали интервью. Интервью брали также у тех кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Готовили репортаж о том как проводят в круизе время дети эвакуированные из зоны отчуждения, а также ликвидаторы. Отправ. из Канева в 10.30. Из за этого стоянка по Черкассам была сокращена. В Черкассы должны были прибыть в 12.00, прибыли в 14.00. Отправление из Черкасс в 17.00.
03.06.1990. Ходовой день стоянок не предусмотрено.
04.06.1990. Новая Каховка. "Зелёная стоянка". Приб. в 8.00. Шашлык на природе. День Нептуна. Отпр. в 20.00. Херсон. Вечером техническая стоянка. Экскурсий не было. Ночью отправление из Херсона. Когда было отправление точно не помню где то в 2.00.
05.06.1990. Одесса. Приб. 10.00
06.06.1990. Одесса. Отправ. 14.00
07.06.1990. Севастополь. Приб. 8.00
08.06.1990. Севастополь.
09.06.1990. Севастополь. Отправ. 6.00
09.06.1990. Ялта. Приб. 10.00
10.06.1990. Ялта.
11.06.1990. Ялта. Отпр. 22.00
12.06.1990. Евпатория. Приб. 6.00. Отпр. 20.00
13.06.1990. Херсон. Приб. 8.00. Отпр. 19.00
14.06.1990. Запрожье. Приб. 9.00. Отпр. 0.00
15.06.1990. Днепропетровск. Приб. 5.00. Отпр. 16.00
16.06.1990. Канев. Приб. 15.00. Отпр. 0.00
17.06.1990. Киев. Приб. 8.00
18.06.1990. Киев. Высадка.
Ещё некоторые комментарии к стоянкам и расписанию:
По Черкассам стоянка была всего 3 часа. Прибытие в 14.00, а отправление в 17.00. Была 2 х часовая обзорная экскурсия по городу и всё.
По Новой Каховке была "зелёная стоянка", вернее не в самой Новой Каховке, а в километрах 3 х от неё. Когда теплоход прошёл Каховский шлюз, мы ещё прошли километра 3 вниз по Днепру. Теплоход пришвартовался к пристани. Наверное сейчас её уже нет. Недалеко от пристани был пляж. Мы купались на этом пляже. Был шашлык, для взрослых шашлык и напитки покрепче. Мы прибыли на место "зелёной стоянки" в 8.00, а отправились в 20.00. Короче "зелёная стоянка" это место где пассажиры теплохода купаються и загорают на пляже. При СССР по маршруту круиза были предусмотрены такие "зелёные стоянки". На обратном пути такая "зелёная стоянка" была по Каневу.
На борту Николая Добролюбова не было иностранцев когда я был в круизе. Были те кто был эвакуирован в 1986 году из зоны отчуждения, а также те кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Этот круиз был организован Союзом Чернобыль. Во времена СССР была такая организация. Скажу одно. При СССР если на теплоходах 302 или 301 проекта были иностранцы, то они не заходили в Севастополь. Севастополь при СССР был закрытым городом и для въезда туда требовался спец-пропуск. Нам эти пропуска выдали после отправлению из Одессы. В Севастополе после швартовки при выходе с борта теплохода эти пропуска проверяли военные моряки. Но это было вначале. Потом когда мы продолжали стоять в Севастополе, возле трапа я моряков уже не видел. При СССР суда 302 и 301 проектов очень редко заходили в Севастополь и то если не было на борту иностранцев.
Что касается судоходства. То в те годы судоходство было очень и очень интенсивным. Навстречу, или обгоняя теплоход видел неоднократно и в больших количествах "Метеоры", "Восходы". Когда вышли в Чёрное море видел "Кометы", "Альбатросы", "Колхиды", также катамараны "Крымская стрела" и "Голубая стрела". Что касается грузового судоходства, в те годы на Днепре оно было очень интенсивным. Суда река-море от Киева и до устья Днепра, и когда шли назад в Киев встречались постоянно. Навстечу также проходило много судов. Когда заходили в Днепродзержинский шлюз была очередь на шлюзование возле плотины и после шлюза. Ожидая когда разведут мост в Днепропетровске наблюдалась нехилая очередь судов река-море типа Окский или Сормовский если я не ошибаюсь. В грузовых судах я плохо разбираюсь.
Что касается программы на борту, то тогда я ещё был подростком, в бары заходили только "Пепси-колу" или "Фанту" покупать. Цены я скажу даже тогда при СССР в барах были повыше чем в магазинах. Особенно нравилось мороженое, которое продавали в баре на шлюпочной палубе. Такого мороженого мне нигде до сих пор пробовать не приходилось. Экскурсии были во многих местах стоянки теплохода в основном на автобусе. Такого понятия как дополнительная экскурсия не было и в помине. Все экскурсии входили в стоимость.