Как Вы уже поняли, основная цель моей поездки в Египет был речной круиз по Великой реке - Нил. Он берёт своё начало далеко от Египта, в тропической Африке.
Длину Нила часто отсчитывают от озера Виктория, хотя и в него впадают довольно крупные реки. Самой удалённой точкой можно считать исток реки Рукарара — одной из составляющих реки Кагера, которая берёт начало с высоты более 2000 м на одном из горных массивов Восточной Африки к югу от экватора и впадает в озеро Виктория. Длина речной системы Рукакара → Кагера → Нил — около 6700 км (чаще всего указывается число 6671 км). Длина Нила от озера Виктория до Средиземного моря — примерно 5600 км. После Амазонки Нил занимает почётное место по длине.
Площадь бассейна, по разным данным, — 2,8—3,4 млн км² (полностью или частично охватывает территории Руанды, Кении, Танзании, Уганды, Эфиопии, Эритреи, Судана и Египта).
Средний расход у Асуана составляет 2600 м³/сек, но в разные годы возможны колебания от 500 м³/сек до 15 000 м³/сек.
Как известно есть два Нила: белый и голубой.
Голубой Нил значительно короче Белого, но в формировании режима Нила ниже Хартума он играет гораздо большую роль. Голубой Нил берёт начало с Абиссинского нагорья, вытекая из озера Тана. Всё это на территории Эфиопии, с которой у Египта не очень хорошие дипломатические отношения. С этого же нагорья Нил получает свой последний многоводный приток — Атбару.
Нил — единственная река Северной Африки, которая проходит через пустыню Сахара и доносит свои воды до Средиземного моря, являясь источником жизни в безводной пустыне. Постоянный водоток Нила существует за счёт осадков, выпадающих в более южных областях и питающих его истоки.
Белый Нил, начинаясь в экваториальном поясе, получает питание от круглогодичных дождей. В верховьях уровень его очень высок и довольно постоянен, так как он ещё регулируется озёрами. Однако в пределах Верхне-Нильской котловины (Сэдд) большое количество воды теряется на испарение, и в питании Нила ниже Хартума более важное значение имеет Голубой Нил, который несёт обильные воды после летних дождей, выпадающих на Абиссинском нагорье. Наибольший расход на нижнем Ниле в этот период примерно в 5 раз превышает расход в межень.
Нил в нижнем течении разливается, затопляя всю долину. Притоки Нила, стекающие с Абиссинского нагорья, приносят большое количество ила, оседающего во время разлива. Это регулярное удобрение играет огромную роль в земледелии Египта.
Водные ресурсы Нила с древних времён используются для орошения и естественного удобрения полей, рыболовства, водоснабжения и судоходства. Особенно важна река для Египта, где в прибрежной полосе шириной 10—15 км проживает около 97 % населения страны. Создание Асуанского гидрокомплекса способствовало многолетнему регулированию стока Нила, ликвидировало угрозу катастрофических наводнений (ранее во время половодья уровень воды в реке у Каира поднимался до 8 м) и позволило увеличить общую площадь орошаемых земель.
На Ниле стоят крупные города Хартум, Асуан, Луксор (Фивы), городская агломерация Каир-Гиза; в дельте — Александрия. Река Нил к северу от Асуана представляет собой популярный туристический маршрут.
Нил представлял собой источник жизни для древнеегипетской цивилизации уже с каменного века. Именно в его долине расположены все города Египта и до сих пор проживает практически всё его население. Следует признать, однако, что строительство Высотной Асуанской плотины и ГЭС, завершённое в 1970, положив конец весенним наводнениям, одновременно лишило сельское хозяйство Египта важнейшего природного удобрения — ила. Также прекратилась миграция крокодилов. Ниже Асуанской плотины крокодилов нет! Но контроль над поступлением воды создал условия для круглогодичного орошения, и теперь в некоторых областях можно снимать даже три урожая в год.
Теплоход M/S RA-I
Река, в черте города Люксор, своим качеством воды произвела на меня тягостное впечатление.
Но давайте, всё таки посмотрим на наш теплоходик. Т.к. он стоял вблизи очень неказистой набережной, с которой мы в быстром тэмпе сошли на борт, то сфоткать теплоход в Люксоре мне не удалось. Ниже представленные фото внешнего вида теплохода сделаны на пристани в городе Эдфу, 1-го января 2013 года.
Продолжение далее...