Приступая к изучению внутренних вод, мы вспоминаем о роли воды в природе и жизни человека, о многообразии внутренних вод, об их тесной связи с другими компонентами природы, прежде всего с климатом и рельефом. Учащиеся принимают в этом самое активное участие. Правда, перечисляя, чем представлены внутренние воды, они чаще упускают многолетнюю мерзлоту, а подчас и подземные воды, увлекшись объектами поверхностных вод, в том числе и созданными человеком (водохранилищами, прудами, каналами). Задача учителя - проследить, чтобы и эти объекты были названы.
Основное внимание на первом уроке уделяется рекам. Россия - страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по территории России (Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма), а Амур и Урал - на значительном протяжении своего течения.
Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мнра, а Волга является самой крупной рекой Европы.
Называем самую длинную реку России- . . Казалось бы, ничего нет проще. Давно известно, что это Обь с Иртышом. Но вот несколько лет назад на географической олимпиаде школьников крупнейшей рекой была названа Лена- Неожиданный ход. . . И учителя на наших встречах стали задавать вопрос о самой длинной реке России. Давайте разберемся, как измеряется длина рек.
Если река от истоков до устья носит одно название - вопросов нет. Нужно только измерить ее длину. Так обстоит дело с Леной. Ну, а если река образуется слиянием двух других, имеющих свои названия? Так обстоит дело с Амуром. Измерять длину Амура от слияния Шилки и Аргуии, длину Оби от слияния Бии и Катуня, а Нила от слияния Белого и Голубого Нила? В этом случае за исток берут наиболее длинную реку и указывают это: Амазонка (от истока реки Марань-он), Амур (с Аргунью), Хатанга (с Котуем), Конго (с Луала-бой), Нил (с Кагерой), Амударья (с Пянджем) и т. д.
В случаях, когда один из притоков реки значительно длиннее ее самой, указывают длину реки от начала этого притока (Миссисипи с Миссури, Обь с Иртышом), руководствуясь весьма логичным правилом: определяют наиболее длинный путь, который может пройти капля воды, оказавшаяся в устье данной реки. Следуя такому подходу, в длину реки Св. Лаврентия нередко включают путь по Великим озерам, а длину реки Маккензи измеряют от истоков реки Пис-Ри-вер - гласного истока реки Нсвольничей, впадающей в Боль-шое Невольничье озеро, откуда собственно и начинается Мак-кензи. Длину Иртыша измеряют от истоков Черного Иртыша, впадающего в озеро Зайсан.
Таким образом, у нас нет повода сомневаться в правомерности называть самой длинной рекой, протекающей через территорию России, Обь с Иртышом. Если же устроители олимпиады руководствовались другим мотивом: Иртыш в своем верхнем течении находится вне пределов России (по этой же причине мог не подойти и Амур как пограничная река), тогда вопрос на олимпиаде был поставлен некорректно. Надо было спрашивать: "Какая из рек, протекающих исключительно по территории России, является самой длинной?"
В критической статье заслуженной учительницы Е. С. Ан-тоиюк по поводу учебника И- И- Бариновой "География. Природа России" в газете "География" № 11 за 1998 г. со ссылкой на "Российский статистический ежегодник" (1995) самой длинной рекой России названа Лена. Здесь приведен и аргумент: Иртыш в своем верхнем течении находится за пределами России, но ведь Черный Иртыш, от истоков которого измеряется длина Иртыша, никогда не протекал по территории СССР, однако это не мешало считать Обь с Иртышом самой длинной речной системой Советского Союза. Остается неясным, почему отказано в первенстве Амуру с Шилкой (4416 км), ведь там, где он не протекает по территории нашей страны, он является пограничной рекой, т- е. всюду имеет непосредственное отношение к России: левый берег реки на всем протяжении течения принадлежит России- Видимо, и составители ежегодника выбирали самую длинную реку из числа тех, бассейн которых полностью лежит в пределах России, а не из рек, протекающих по территории нашей страны. А это, согласитесь, не одно и то же.
Реки России относятся к бассейнам трех океанов и области внутреннего стока (см. рис. 7 в учебнике). Называем и находим на картах атласа наиболее крупные реки каждого бассейна. Надо напомнить учащимся, что реки показывают от истоков к устьям, а не наоборот, что часто оказывается легче.
Рассматривая падение и уклон реки, надо обязательно дать ученикам потренироваться в их вычислении. Для определения падения можно брать любые отрезки реки между отметками их уреза. Такие отрезки могут быть взяты на разных реках или на одной, что позволит говорить об изменении падения вдоль течения реки. Для выполнения этой задачи необходимо найти на физической карте урезы рек.
Сложнее определить уклон, так как для этого надо нс только вычислить падение, но и знать длину реки или ее отрезка, для которого производится расчет. К этому учитель должен подготовиться заранее и дать те примеры, для которых он может назвать длину (всей реки или выбранного отрезка). Если удается подобрать материал по длине отрезков одной реки (Енисея, Волги, Лены или Амура и др.), то можно проследить, что уклон уменьшается от верховьев реки к ее устью. Некоторые материалы для таких расчетов имеются в учебнике (с. 114, 125, 130).
От уклона реки зависит скорость ее течения, эродирующая и несущая способность потока, а отсюда и величина твердого стока,
Таким образом, падение, уклон и характер течения реки в значительной мере определяются рельефом территории, но зависят они и от объема воды, который несет река. Чем больше объем воды, тем меньшее время требуется на выработку устойчивого продольного профиля реки, т. &. такой его формы, которая обеспечивает равновесие между уклоном реки и транспортирующей способностью потока (профиль равновесия).
Объем воды, переносимый рекой, или ее водоносность обычно характеризуются двумя показателями: расходом и годовым стоком. Расход - количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени. Обычно его измеряют в м3/с. Расход воды в реке чрезвычайно сильно колеблется в течение года, а подчас и в течение суток. Годовой сток - количество воды, которое река выносит за год. Он измеряется в км3/год.
Годовой сток определяется соотношением осадков и испарения на площади речного бассейна, т. е. зависит от климатических условий. Климат влияет и на соотношение различ-ных источников питания в формировании годового стока, а через них и на внутригодовое распределение стока, т. е. на режим реки.
Благодаря положению России в средних и высоких широтах и континентальности климата в питании практически всех рек нашей страны принимает участие снежный покров. Это одна из отличительных черт рек России.
Для рек нашей страны характерно также:
а) устойчивое увеличение с севера на юг (от тундр к пустыням) доли снегового питания;
б) значительное уменьшение подземного питания в районах распространения многолетней мерзлоты;
в) увеличение доли дождевого питания от центральных частей страны к западным и восточным ее районам. В северозападных районах Русской равнины доля дождевого литания возрастает за счет мягких зим, способствующих увеличению жидких осадков взамен твердых. В Приморье и Приамурье доля дождевого питания увеличивается местами до 60% за счет летних муссонных дождей.