В мае 1956 года в КБ киевского судостроительного завода "Ленинская Кузница" был подготовлен проект грузо-пассажирского двухвинтового теплохода с двухярусной надстройкой. Проект получил номер 860 и в октябре 1958 года был построено первое судно данной серии - "Ерофей Хабаров".
В период с 1958 по 1963 годы было построено 16 судов такого проекта. Строили на трех судостроительных предприятиях. Для Амура суда строили на Сретенской верфи, для сибирских рек (Обь, Ангара, Лена) - на Тюменском судостроительном заводе, а для Дуная было построено 2 судна предположительно на заводе "Ленинская Кузница" (или в венгерской Обуде).
Из всех судов к сегодняшнему дню не осталось ни одного в работе. 3 судна сгорели, 6 списали, одно затонуло, все остальные в отстое.
Подробная техническая информация, список судов с историей работы и переименований и подборку фотографий можно посмотреть в справочном разделе сайта речного флота.
В декабре 1957 года, КБ венгерского судостроительного завода Обуда разработала на базе проекта 860 проект грузо-пассажирского речного теплохода получившего номер 305. Головное судно серии - теплоход Дунай - был построен в 1959 году. Суда проекта 305 стали самой массовой серией речных пассажирских теплоходов в Союзе - было построено 47 судов. Они работали на Волге, Каме, Дону, Оке, Белой, Северой Двине и Оби. Первоначально использовались для перевозки грузов и пассажиров, но затем полностью переведены под работу как туристический флот.
После лихих 90-х, когда большинство судов было поставлено на отстое, многие так и не вернулись на реку. Некоторые до сих пор стоят в затоне с начала 90-х (Николай Зеров и Сергей Даньшин), другие были порезаны сравнительно недавно - в 2009 году (Юрий Завадский, Виктор Хользунов).
Три судна ушли в Европу. "Буг-Собинов" до сих пор работает на Дунае в Болгарии под названием "Видин", "Закруткин" работает в Будапеште под названием "Europa", а северодвинская "Пинега" через Калининград добралась до Польши, где видимо и закончит свои дни с названием "Hanza", как сгинул в Литве "Терек-Комдив Гай".
Полный список судов с историей их работы, переименований, перемещений можно посмотреть здесь.
В 1965 году, после завершения строительства серии судов проекта 305, на Obuda Hajogyar Budapest были построены два грузо-пассажирских теплохода под проектом 311 для эксплуатации на Дунае. Одно судно ушло в Братиславу, другое осталось работать в Будапеште.
Братиславский теплоход DRUZBA сгорел в 1998 году, и до 2007 года находился на заводе в Комарно, где в итоге и был порезан (на 2010 год от него остался лишь корпус - см. фото).
Другому судну с труднопроизносимым названием NAGY OKTOBER SZOCFORRADALOM повезло больше. Он за годы работы еще три раза менял имя: сначала на A SZOCIALISTA FORRADALOM, а затем на FORTUNA. Сейчас судно живо, работает все там же на Дунае в Будапеште, но уже под названием BUDAPEST и используется как стоечное судно / плавгостиница. Его как раз недавно и видел Саша Веселов, когда плавал по Дунаю.