Вот так начинался советский морфлот - танкер "Советская нефть" (построено две единицы - Советская Нефть и Нефтесиндикат). С 1932 по 1934 годы судно носило название "Баку". Во время Великой Отечественной войны выполнял воинские и народнохозяйственные перевозки в Черноморско-Азовском бассейне. С 18.04.1942 г. до 21.03.1944 г. числился в составе ЧФ в качестве военизированного судна. В 1953 г. передан Дальневосточному морскому пароходству, а в 1978 г. выведен из эксплуатации и передан Владивостокскому рыбному порту.
Вечером 15 мая 1932 года танкер «Советская нефть» находился в Индийском океане на расстоянии около 100 миль от мыса Гвардафуй. Мимо него прошел роскошный новый французский лайнер «Жорж Филиппар». Моряки танкера без бинокля могли видеть отдыхающих на палубах и возле бассейна пассажиров судна. Около 2.30 ночи, когда до мыса Гвардафуй оставалось около 20 миль, вахтенный матрос Сергей Борцов и помощник капитана Владимир Шабля увидели слева по курсу, на расстоянии 15—17 миль, яркую светящуюся точку. Её размеры постепенно увеличивались, и в скором времени можно было различить отдельные языки пламени, высота которых, по мнению очевидцев, достигала 20—30 метров.
теплоход "Georges Philippar" - на момент катастрофы судно проработало всего 5 месяцев - в работу судно было введено в январе 1932 года
В то же время радист Андрей Свирский принял сообщение от смотрителя гвардафуйского маяка о том, что он видит объятое пламенем судно. Как только об этом доложили капитану танкера Александру Митрофановичу Алексееву, он приказал следовать к терпящему бедствие судну. Вскоре выяснилось, что это был тот самый французский лайнер «Жорж Филиппар», совершавший свой первый пассажирский рейс. На его борту находилось 767 человек пассажиров и членов экипажа. Приближаться к горящему судну на близкое расстояние было небезопасно, так как в недегазированных грузовых отсеках танкера скопились пары бензина. Однако рядом гибли люди, и советское судно на максимальной скорости приближалось к месту катастрофы. В 4.00 на танкере объявили аврал. В считанные минуты все спасательные и противопожарные средства привели в состояние готовности для оказания помощи терпевшим бедствие. Команде приказали приготовить к действию пожарные насосы и разложить на палубах противопожарные шланги с брандспойтами, задраить горловины грузовых танков, закрыть иллюминаторы и двери, вывалить за борт спасательные шлюпки, разложить на палубах вдоль бортов спасательные нагрудники и спасательные круги, приготовить штормовые трапы. Оборудовать временные пункты приёма раненых в столовой команды и в кают-компании, обеспечив помещения перевязочными материалами, постельным бельём, матрасами и одеялами.
Подойдя на минимально допустимую дистанцию (500—600 метров) к «Жоржу Филиппару», танкер остановился. Затем моряки спустили на воду судовые шлюпки и поспешили на помощь к пассажирскому судну. На расстоянии нескольких сотен метров слышались душераздирающие крики объятых ужасом людей и треск огня. Погода была свежей, дул юго-западный ветер силой шесть баллов, волнение моря — пять баллов. Приблизительно через тридцать—сорок минут первая шлюпка под командованием Владимира Шабли возвратилась к борту танкера с подобранными из воды пассажирами. Среди спасённых была шестимесячная девочка, привязанная к спине отца — французского пекаря. Матрос Артем Рулев снял с себя рубашку и укутал промокшего ребенка, а доктору Александру Вьюнову стоило больших усилий вернуть малютку к жизни. На протяжении нескольких часов члены экипажа танкера самоотверженно спасали пассажиров и экипаж французского судна. Не жалея сил, без передышки, моряки доставляли на танкер спасенных. Последней к горевшему судну подошла шлюпка под командованием старшего помощника капитана Григория Голуба. К тому времени сильно накренившийся на левый борт лайнер был охвачен огнем от кормы до бака. В шлюпку спустились восемь французских моряков, в их числе был капитан Вик, получивший ожоги лица и ног. Прибыв на танкер, капитан Вик сказал, что на его судне нет живых людей, но где-то в море должен находиться ещё один спасательный бот, так как с «Жоржа Филиппара» спустили пять ботов, а на борт танкера подняли только четыре. Моряки «Советской нефти» продолжили поиск и нашли бот, но он был пуст. В дальнейшем выяснили, что находившихся в нём людей принял на свой борт британский сухогруз «Контрактор», подошедший к месту аварии в 06.00. Несколько позднее прибыл и второй английский пароход «Махсуд». Двум английским судам удалось спасти около 260 человек пассажиров и членов экипажа. Советские моряки спасли 438 человек, из которых 262 — пассажиры и 176 — члены команды.
Моряки окружили спасённых пассажиров заботой и вниманием. Им были отданы каюты, столовая, кают-компания и другие помещения. Спасённым раздавали одеяла, простыни, одежду. В 13.00 спасательные работы были завершены, и танкер взял курс на Аден.
На другой день к «Советской нефти» подошёл пассажирский лайнер «Андрэ Лэбон», принадлежавший той же компании, что и теплоход «Жорж Филиппар», и другие французские суда. На их мачтах были подняты советские флаги. Французские моряки восторженно приветствовали смельчаков, протянувших руку помощи их соотечественникам, а затем начали перевозку пассажиров. Трогательными были минуты, когда французы покидали борт танкера. Они обнимали и целовали советских моряков, благодарили за спасение и гостеприимство. Один из пассажиров «Жоржа Филиппара», пекарь Пьер Реналь (отец спасенной 6-месячной девочки), вспоминал впоследствии: «Когда нас перевезли с танкера на судно «Андре Лэбон», никто не уходил с палуб в каюты, даже раненые. Все стояли и смотрели вслед удалявшемуся танкеру до тех пор, пока он не скрылся за горизонтом».
«Жорж Филиппар» продолжал гореть, сохраняя плавучесть в течение трех дней, продрейфовав 45 миль. 19 мая в 14 часов 56 минут судно скрылось под водой. Лайнер затонул в 145 милях к северо-востоку от мыса Гвардафуй.
Назначенная французским министерством транспорта комиссия для установления причин пожара на «Жорже Филиппаре» не могла с уверенностью выдвинуть какую-либо версию, так как лайнер затонул, и вещественных доказательств не осталось.
Во время следствия в Марселе, проводимого особой комиссией, было допрошено несколько десятков очевидцев пожара. Выяснилось, что «Жорж Филиппар» горел уже второй раз. Сразу же после спуска на воду он загорелся во время отделочных работ в Сен-Назере, но пожар удалось вовремя ликвидировать. Очевидцы катастрофы заявили, что за восемь дней до пожара, звонки пожарной сигнализации судна раздавались неоднократно, хотя признаков дыма или огня не было. Это свидетельствовало о неисправности сигнализации либо об умышленном выводе ее из строя. Некоторые французские газеты опубликовали гипотезу, что пожар на судне возник из-за преднамеренного поджога лайнера владельцами компании «Мессажери Маритим» в целях получения страхового возмещения, однако эта версия маловероятна.
Когда танкер прибыл в Суэц, там уже знали о подвиге советских моряков. Обычно приходилось ждать очереди для прохода через канал. Но на этот раз «Советской нефти» предложили зеленую улицу и беспошлинное прохождение каналом. Такого почета и уважения не оказывали другим судам. 23 мая в порту Суэц на борт нашего судна прибыл представитель пароходной компании «Мессажери Маритим». От имени компании капитану Александру Алексееву был вручен именной секстант и золотые часы. Героизмом советских моряков восхищался весь мир, и английский еженедельник «Бритиш Уикли» писал: «Подобно тому, как подвиг ледокола «Красин» записан в анналах исследования Арктики, действия экипажа танкера «Советская нефть» найдут свое место в ряду бессмертных примеров мужества».
Французское правительство наградило членов экипажа танкера именными золотыми и серебряными медалями «За самоотверженность и храбрость», а капитан А. Алексеев был удостоен высшей награды Франции — ордена «Почётного Легиона», вручённого капитану в соответствии с Указом Президента Франции. При вручении морякам наград посол Франции в Советском Союзе Шарль Альфан сказал: «Я горд, что могу выразить вам здесь признательность правительства и народа Франции за удивительное самопожертвование, проявленное вами, и прикрепить на вашу грудь медаль». За героизм и самоотверженность Наркомвод СССР наградил экипаж танкера «Советская нефть» Большой золотой медалью, а Добровольное общество спасения на водах — памятным золотым знаком и почетной грамотой.
Правительство Франции издало Указ, о том, что на протяжении всей жизни танкера «Советская нефть», при заходах в порты Франции, судно освобождается от портовых сборов.
Текст из книги Л. Скрягина "По следам морских катастроф", 1961 год
источник
От себя добавлю - через два года в Атлантике, в 1934 году, пожар уничтожит пароход Morro Castle