"Отпуск за свой счет". Будапешт 9-13 октября 2016 года.
«Каждый день миллионы людей отравляются в дорогу, 51% из их, по данным статистики едет на поиски счастья» причём, как известно, «по личным делам – за свой счет». Вся моя дунайская поездка осенью 2016 года была в прямом смысле за свой счет, ибо это не было очередным оплачиваемым отпуском, поэтому название известного фильма как нельзя более подходит.
Изначально я вовсе не планировала круиз по Дунаю, а просто хотела в Будапешт съездить на несколько дней. А в итоге Будапешт пошёл как «послекруизная программа» (рассказ о круизе по Дунаю - https://riverforum.net/showthread.php?t=3651)
Совершенно очевидно, что даже если в круизе стоянка теплохода в Будапеште полтора-два дня – это катастрофически мало для того, чтоб хоть как-то более-менее познакомиться с городом. Поневоле вспоминаешь слова из того самого фильма про отпуск за свой счет: «Турист за границей - явление малоизученное. Несмотря на то, что туризм существует много веков. Можно только посочувствовать человеку, который должен успеть за несколько дней осмотреть то, что местные жители не успевают увидеть за всю жизнь, и при этом нужно сохранить здоровье на обратную дорогу. Надо быть крепким духом и телом, чтоб удержать в голове бесчисленные сведения об исторических памятниках и ничего не перепутать. Выручают фотографии. В конце концов, впечатления стираются, названия забываются, а фотографии остаются».
Ох как это верно….. фотографии остались. Не так много как из круиза, но достаточно, чтоб показать город всесторонне, потому, что я ходила не только туристическими тропами, но старалась прожить в городе эти несколько дней как обыкновенный житель Будапешта – пользовалась общественным транспортом, делала покупки в обыкновенных супермаркетах, хозяйственных магазинах и универмагах (у них такое есть, хотя есть и то, что мы называем торговыми центрами!), так же как и местные выражала неудовольствие ночлегом мигрантов в метро в сердце Венгерской столицы и с горечью взирала на разваливающиеся, осыпающиеся или просто ужасно грязные здания поодаль от шикарных достопримечательностей.
Итак, переезд из Вены в Будапешт мероприятие совсем не утомительное. Всего-то 2,5 часа. Но! Вот уже второй раз сталкиваюсь с тем, что такси, которое заказывают с борта теплохода оказывается намного дороже, чем если бы я сама машину ловила. Причалы в Вене расположены крайне неудобно для самостоятельных действий, на окраине, метро рядом нет, до трамвая идти далеко, пересекая железную дорогу, поэтому вариант самостоятельного путешествия до вокзала даже не рассматривала. При посадке в такси на счетчике уже было 4.50, снова вспомнила Париж, такси.....и цена не зависит от того заказали в отель или сели на стоянке.
Потом поезд опоздал. По европейским меркам намного, на 20 минут. И вся толпа стояла на ветру, на холодном венском перроне Хофтбанхофа. Я вымерзла совершенно, правда потом в поезде отогрелась. В вагонах не было свободных мест и большинство пассажиров - туристы. Это направление Австрия – Венгрия пользуется большим спросом. Большинство пассажиров – азиаты, группа латиноамериканцев и единичные европейцы, включая меня. Хеде я? Вагоны не очень удобные, узкие, мало места для багажа. Удивляюсь, как мне удалось пристроить чемодан около стойки, на стойке места уже не было. Очень странная нумерация мест в вагоне, чётная и нечётная сторона, т.е. с одной стороны 65 и 67, а через проход 66 и 68. Непостижимая австрийская логика)))
Время в пути я зря не теряла. Изучала путеводитель и карту Будапешта. Что я знала о Венгрии до этой поездки? Весёлые оперетты Кальмана? Это само собой. Но в большей степени для меня представление о венграх формировалось совсем из других источников.
Источники художественные – спектакль театра Сатиры «Проснись и пой», кинофильм «Отпуск за свой счет».
Источник непосредственный – два сокурсника-венгра (наша половина потока в те годы была интернациональной, в каждой группе по два-три иностранца – представителя стран соцлагеря. Жили мы дружно, землячества устраивали вечера разные с национальными блюдами и рассказами о странах).
Источник профессиональный – любимейшая книга по внутренним болезням под редакцией Мадьяра (фамилиё такое), препараты фармацевтического завода «Гедеон Рихтер» (мощнейшее производство, хорошие препараты)
Источник дружественный – до сих пор хранящиеся адресованные маме открытки с приветами и поздравлениями от Ласло (представительство «Гедеон Рихтер»)
Источник гастрономический – консервы «Глобус», гуляш на званом ужине в торгпредстве Венгрии в Москве – в жизни не ела мяса вкуснее, до сих пор вспоминаю…
Источник технический – улыбчивые «Икарусы»-гармошки на улицах Москвы.
Поскольку я в эту поездку уже во второй раз буду в Будапеште (первые впечатления описаны здесь - https://riverforum.net/showthread.php?t=3651&page=3&p=247380&viewfull=1#p ost247380 ), то мне легче ориентироваться в описаниях достопримечательностей в путеводителе, но всё же полезно взглянуть на карту города и обзорный снимок, сделанный мной в круизе с холма Геллерт.
Дунай пересекает город с севера на юг (изгибаясь на Юго-Восток). Слева синим контуром обвела Замковый холм – это Буда, высокая часть Будапешта, расположенная на правом берегу Дуная. Севернее Буды расположена Обуда (Старая Буда). Справа на карте (левый берег) – равнинный Пешт. Здесь для москвичей всё понятно как никогда – радиально-кольцевая структура, имеется дуга аналогичная Бульварному кольцу (по существу единая улица с разными названиями бульваров на разных отрезках). Имеется дуга аналогичная Садовому кольцу (называется Большое бульварное кольцо), за которым хаотичный рисунок более древних улиц внутри Малого бульварного кольца сменяется регулярными параллельно-перпендикулярными. Однако, достопримечательности Будапешта выходят далеко за пределы колец (а расстояния-то почти как московские), синим на Пештской стороне я обвела квартал Варошлигет, где знаменитые купальни Сеченьи, площадь Героев, музеи и т.п. Зелёный контур – это вокзал Келети, Восточный вокзал Будапешта. И как это ни странно, но поезд из Вены (с запада) приходит именно сюда и с этого же вокзала я буду уезжать через несколько дней в Москву.
Таким образом, учитывая расположение основных туристических мест и вокзала был выбран отель на улице Rumbach Sebastien в Еврейском квартале недалеко от синагоги. Там точно будет всё пристойно и спокойно. На карте обозначено белым цветом. Название отеля созвучно названию улицы, но искажено так, чтоб получилось английское «комната» - Roombach Hotel Budapest Center.
Следующая засада - такси в Будапеште от вокзала до отеля. Деньги лучше обменять на форинты (хотя это крайне невыгодно), ведь неизвестно согласится ли таксист везти Вас за евро. Вернулась в советское время, когда таксисты решали повезут или нет по указанному адресу. При мне несколько человек так и не смогли уехать от вокзала, никто из таксистов не соглашался везти. Оплата договорная, в смысле как договоритесь с водителем, счетчиков я не увидела, хотя все машины одинаковые желтые с фонарём на крыше с надписью "Такси", т.е. как бы легально всё. Немолодой таксист спросил откуда я. Я сказала, что из России. (Диалог, разумеется, по-английски). И тут...внимание! Он переспрашивает. Украина? Я говорю, нет, Российская Федерация. Т.е. этот простой человек, который занимается извозом, знает Украину, но не знает Россию. Как?! Как можно перепутать Россию с чем-то? Страна раскинулась на две части света и занимает изрядную часть Евразийского материка.... no comments.
Не зря я выше обращала внимание на эпизод с такси в Вене. В Будапеште всё с точностью до наоборот. Выгоднее в два раза (!) заказывать такси из отеля или по телефону.
Заселилась в отель. По соотношению цена/качество очень неплохой, но уж как-то всё в номере не продумано. Отсутствие шкафа меня не смущает, тем более, что это при бронировании известно. Сейф есть – и хорошо. А вот война с душем началась в этот же день. Пожалуй, что единственный минус этого отеля отсутствие в душе полочек для мыла, геля и шампуня. Стационарный дозатор с гелем прикреплён к стене - типа пользуйтесь. А я такой дрянью как в этих флаконах мыться не могу, запах отвратительный. А в целом в отеле всё новое, только после ремонта глобального. Завтраки входят в стоимость. Очень вкусные и обильные завтраки. Персонал – молодёжь, говорят по-английски, по-французски. В Венгрии это важно, далеко не везде удастся объясниться по-английски. В большинстве своём венгры говорят только по-венгерски, впрочем, кто постарше могут и русский знать.